PepsiCo — один из крупнейших в мире производителей продуктов питания и напитков под брендами Pepsi, 7 Up, Mirinda, Lay’s, «Домик в деревне», «Агуша», «Фруктовый сад» и др. В 2020 году, по информации компании, её выручка превысила 70 млрд долларов. В России оборот компании превышает 3 млрд долларов, здесь работает почти 19 тысяч человек. Сегодня это крупнейший в стране промышленный переработчик картофеля (более 500 тысяч тонн в год) и один из крупнейших переработчиков сырого молока (около 1,5 млн тонн в год). На Юге компания владеет молочным комбинатом в Тимашевске (Краснодарский край) и заводом «Фрито Лей Мануфактуринг» по производству снеков под Азовом (Ростовская область). Азовская площадка была открыта в 2009 году. Предприятие производит картофельные чипсы Lay’s, сухарики «Хрусteam» и снеки Cheetos. На заводе работает 440 человек.
Давид Манзини возглавил PepsiCo Россия и СНГ в конце 2020 года. В разное время он работал топ-менеджером в компаниях Mars, Danone и Unilever в Великобритании, Китае и странах СНГ. В рамках исследования «Эксперта ЮГ» «Устойчивое развитие: взгляд бизнеса» мы обратились с предложением в эту транснациональную компанию, ведущую активную работу на юге России. Наверное, без преувеличения можно сказать, что транснациональные компании — один из локомотивов распространения самой повестки устойчивого развития в России, изучение их опыта в рамках подобного исследования обязательно.
Одна из главных целей PepsiCo — стать полностью «углеродно нейтральной» компанией уже к 2040 году, на 10 лет раньше, чем запланировано Парижским соглашением. На ситуацию 2020 году компания отреагировала повышением собственных обязательств в сфере устойчивого развития. В самых ближайших планах компании — перевод южнороссийских предприятий на возобновляемую энергию.
Шесть стратегических направлений движения к ЦУР
— Что сегодня более всего мотивирует вас ориентироваться на повестку устойчивого развития?
— PepsiCo — крупнейшая компания, прямо и косвенно влияющая на жизнь миллионов людей: от фермеров, поставляющих нам сырьё для производства продукции, до сотрудников компании и потребителей нашей продукции. Уверены, что учитывая масштаб нашего бизнеса, мы можем положительно повлиять на то, как сегодня производятся, продаются и потребляются продукты питания. Также мы можем влиять на то, как избавляются от образующихся отходов. Влиять для того, чтобы ответить на те вызовы, с которыми сегодня сталкивается всё человечество.
— Есть ли на данном этапе в компании стратегия, ориентированная на достижение ЦУР?
— Конечно, такая стратегия есть. Мы фокусируемся на шести взаимосвязанных приоритетных направлениях, которые соответствуют трём критериям. Первый — эти направления связаны с наиболее серьёзными рисками и вызовами, стоящими перед глобальной продовольственной системой. Второй критерий — эти направления важны для наших стейкхолдеров. Третий — у нас есть возможность достичь в этих направлениях системных положительных изменений.
Эти шесть направлений — сельское хозяйство, вода, упаковка, продукция, климат и команда (наши сотрудники). По каждому из указанных направлений существует «дорожная карта», в которой зафиксированы цели, которые мы планируем достичь к определённому году, и ряд обязательств, которые мы на себя приняли. Подробно об этом рассказывается на глобальном вебсайте PepsiCo и в ежегодном отчёте об устойчивом развитии.
Влияние стратегии на наши производственные площадки будет весьма заметным. К примеру, у компании PepsiCo очень амбициозные цели по углеродной нейтральности. Как говорят наши лидеры, человечество смогло быстро изобрести вакцину от коронавируса, но вакцины от изменения климата не существует. Мы хотим стать полностью «углеродно нейтральной» компанией уже к 2040 году, на десять лет раньше, чем запланировано Парижским соглашением. Так вот, в рамках достижения этой цели уже к 2022 году наши предприятия в России полностью перейдут на возобновляемую электроэнергию.
Новые цели и обязательства в 2021 году
— Как в 2020 году, по сравнению с 2019-м, изменилась активность вашей компании в сфере достижения ЦУР? И каковы задачи на этот год?
— Работа над нашими целями и обязательствами продолжалась, несмотря на все изменения, происходящие в мире. Мы в первые же месяцы пандемии начали оказывать помощь незащищённым слоям населения. Компания и благотворительный фонд PepsiCo Foundation выделили на поддержку пострадавших от пандемии более 45 миллионов долларов, из них около пяти миллионов долларов — в России и странах СНГ. В частности, социально незащищённым людям доставляли продуктовые наборы, для медицинских работников приобретали средства индивидуальной защиты.
В этом году мы продолжаем работу по всем шести стратегическим направлениям, о которых я сказал. В начале 2021 года было объявлено о новых целях и обязательствах по снижению выбросов углекислого газа. Фактически, наша компания «удвоила» свои обязательства, заявив, что к 2030 году снизит выбросы на 40 процентов по отношению к 2015 году. Это аналогично тому, как если бы с дорог исчезли пять миллионов автомобилей. К 2040 году, повторюсь, цель ещё более амбициозная: PepsiCo — углеродно нейтральная компания.
Ещё один важный шаг — в 2021 году обнародованы принципы и обязательства PepsiCo в области устойчивого земледелия. Сельское хозяйство — основа нашего бизнеса. В России, например, мы являемся крупнейшим индустриальным переработчиком картофеля и крупнейшим покупателем сырого молока. Среди российских поставщиков сырья компания продвигает практики регенеративного сельского хозяйства, направленные на бережное отношение к почве (например, посредством смены севооборота), использование «зелёных» удобрений. Компания проводит исследования и внедряет в картофельных хозяйствах «умное» решение CropTrack для управления поливом в целях сбережения водных ресурсов.
Одно из обязательств компании — приобретать сельскохозяйственное сырьё только у поставщиков, ведущих деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития. Это — целый набор критериев, учитывающих и справедливое отношение к работникам, и ответственное обращение с отходами, и бережливое использование водных ресурсов. Мы с гордостью говорим о том, что все российские поставщики картофеля, в том числе и многочисленные сельхозпроизводители Юга, прошли аудит и полностью соответствуют этим требованиям.
— А что сделано на южных предприятиях компании для того, чтобы они лучше помогали достигать ЦУР?
— Завод «Фрито Лей» в Ростовской области — это показательный пример, если мы говорим об организации безотходного производства и оптимальном использовании ресурсов в производственном процессе. Он был построен в 2009 году с соблюдением строгих экологических требований и признан «Зелёным заводом», получив серебряный сертификат LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) от независимой организации US Green Building Council. Здесь изначально использовались ресурсосберегающие практики — раздельный сбор и переработка отходов, сбор и использование дождевой воды, и не только. В 2017 году на предприятии были запущены в эксплуатацию собственные очистные сооружения, что позволило значительно снизить нагрузку на канализационные сети города Азова. Новый комплекс дополнил и усовершенствовал систему очистки воды, которая действовала на донском заводе «Фрито Лей» с момента его открытия в 2009 году.
Впереди — перевод наших предприятий на возобновляемую энергию, в том числе установка солнечных панелей. Также в Южном федеральном округе реализуется инвестпроект на нашем заводе детского питания в Тимашевске (Краснодарский край). В 2018 году на территории Тимашевского молочного комбината был открыт отдельный завод по производству детского питания, фактически «завод в заводе». Это новое отдельно стоящее здание с автономным обеспечением инженерной среды и персональным обслуживанием общей площадью около шести тысяч квадратных метров с тремя производственными линиями. В ближайшее время мы планируем объявить о дальнейшем расширении производства в Тимашевске.
Вся упаковка должна быть перерабатываемой
— Есть ли у вас программы сокращения выбросов или иные экологические программы, не связанные непосредственно с производственной деятельностью?
— Такие программы есть. Ведь производство — это ещё не «конец истории». Наша продукция выпускается в потребительской упаковке, которая позволяет транспортировать продукты и сохранять их. Мы уверены, что упаковка никогда не должна становиться мусором. Глобальное обязательство компании — к 2025 году вся наша упаковка должна быть перерабатываемой, компостируемой либо биоразлагаемой. Мы являемся активным участником индустриальной ассоциации РусПро, разрабатывающей механизмы расширенной ответственности производителя — вместе с нашими коллегами по индустрии стремимся построить эффективную систему вторичной переработки упаковочных отходов. На бутылках с нашими напитками размещаются QR-коды, которые позволяют потребителям найти ближайший пункт сбора упаковки для вторичной переработки. Запуск «циркулярной экономики» — это общая и очень важная задача, и мы стремимся этому содействовать.
— Есть ли у вашей компании программы формирования комфортной городской среды или программы в области социальных инвестиций, реализуемые вместе с внешними партнёрами?
— В России мы на постоянной основе взаимодействуем с десятками некоммерческих организаций, реализующих те или иные социальные программы. К примеру, мы почти 10 лет поддерживаем Фонд продовольствия «Русь». В основе его работы лежит мировой опыт успешного функционирования банков продовольствия как институтов социальной взаимопомощи. Вместе с фондом компания реализует проект «Еда во благо», передавая продукты питания нуждающимся — людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с инвалидностью и их семьям, многодетным семьям, выпускникам детских домов и интернатов, инвалидам и одиноким пожилым людям, малообеспеченным людям и другим гражданам, нуждающимся в материальной помощи. Ежегодно PepsiCo передаёт порядка 3,5 тысячи тонн продовольствия для раздачи нуждающимся в 30 регионах России. Помощь регулярно получают более 100 тысяч человек. Почти 85 процентов всей переданной продукции — молочная. В рамках Всемирного дня продовольствия ежегодно около 600 сотрудников PepsiCo традиционно принимают участие в фасовках «Народных обедов» для нуждающихся семей.
Корпорации как локомотивы ЦУР
— Кто сегодня, на ваш взгляд, является локомотивом распространения ценностей ЦУР?
— Традиционно локомотивом ЦУР были крупные корпорации — изначально международные. Однако сегодня крупные и средние российские компании делают в области устойчивого развития ничуть не меньше. Самое важное, что устойчивое развитие перестаёт быть чем-то экзотическим. Российские национальные проекты во многом связаны с целями устойчивого развития.
— ESG-принципы — производное от повестки устойчивого развития. Останется ли, на ваш взгляд, ESG-ответственность добровольным вектором развития компаний или в этой сфере появятся требования?
— Очевидно, что концепция устойчивого развития с нами надолго, так как общество осознало значимость позитивных изменений в мире. Сложно предсказать, станет ли ESG-управление обязательным, но ответственный бизнес уже давно принял для себя этот вектор развития как обязательный, понимая, что успех бизнеса неразрывно связан с благополучием планеты, общества, сотрудников, клиентов и партнёров.