Предприниматели с закрытого в апреле рынка «Атлант», некогда крупнейшего на Дону, решили объединиться в профессиональное торговое сообщество и самостоятельно создать новую торговую площадку, аналогов которой в регионе ещё не было. Впрочем, перспективы пока до конца не определены — торговцы ищут инвесторов.
После очередного визита в Ростовскую область бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который посетил строящийся в 20 км от Ростова рынок «Южный», власти отрапортовали, что история с предпринимателями близится к концу. Для руководства региона введение в строй этого объекта стоимостью 4,5 млрд рублей — значительное событие, дающее возможность отчитаться о крупных инвестициях и заодно решить проблему с разгневанными предпринимателями. Предпринимательское сообщество с конца апреля постоянно напоминает о себе, предъявляя властям публичные требования и устраивая несанкционированные митинги. Накануне выборов это вдвойне неприятная картинка, особенно если учесть, что предпринимательский протест стараются использовать в своих интересах оппозиционные партии.
Проект строительства крупного рынка реализует на своём участке земли группа строительных компаний (ГСК) «Дон», выросшая из господрядчика по строительству дорог в Ростовской области в одну из крупнейших дорожно-строительных компаний России. Новый проект для компании — удачная возможность диверсифицировать бизнес.
Впрочем, далеко не все торговцы с «Атланта» проявляют интерес к новой площадке. Для многих это слишком накладно, даже несмотря на обещанный льготный режим в первые месяцы работы нового рынка. На «Атланте» у предпринимателей были готовые капитальные магазины, в которых они вели мелкооптовую торговлю, а на новом месте им предлагают фактически необустроенные торговые ряды.
Для отстаивания своей позиции предпринимателям необходимо мобилизоваться, но сейчас их сообщество разбито на группы по интересам, у которых разные стремления. Отдельные их идеи пока не находят поддержки инвесторов.
Предприниматели объединяются в «Южный кластер»
Четыре крупнейшие в области торговые площадки были закрыты в течение одного дня 27 апреля после спецоперации полиции и Росгвардии под предлогом поиска нелегальных мигрантов. Это автомобильный рынок «Алмаз», овощной и строительный аксайский рынок вдоль трассы М-4 «Дон», универсальный рынок «Классик» и крупнейший в регионе универсальный рынок «Атлант» площадью 20 гектаров. Позже стало известно, что торговый бизнес, по данным Генпрокуратуры, незаконно организовали глава Аксайского района Виталий Борзенко и его компаньоны ещё в начале 2000-х путём захвата почти 100 гектаров земли на границе с Ростовом.
Борзенко был арестован 13 апреля вместе с членами семьи создателя «Ассоциации “Прогресс”» Карима Бабаева (сам Бабаев скрылся от следствия) по подозрению в создании преступного сообщества, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями.
Деятельность трёх рынков была приостановлена по решению суда. Работать разрешили только рынку «Классик», так как он был организован законно. По информации, предоставленной «Эксперту ЮГ» правительством Ростовской области, на территории аксайских рынков было закрыто 2,1 тысячи торговых мест, количество арендаторов составляло чуть больше 1,5 тысячи человек.
«Настоящие трудности испытывают предприниматели, занимавшиеся розничной торговлей, — рассказал “Эксперту ЮГ” региональный бизнес-омбудсмен Олег Дереза. — Из-за территориальной удалённости новых строящихся рынков рентабельность их бизнеса под угрозой. Люди просто не поедут за город за розничными товарами».
По его словам, часть предпринимателей изъявила желание всё же объединиться и создать собственную площадку. Для этого им, правда, необходим инвестор. Его поиски сейчас активно ведутся самим торговцами — они заявляют, что для представления собственного проекта им нужно около месяца (до конца сентября). Сегодня это одна из самых активных групп предпринимателей с закрытых рынков.
Более подробно об этой группе предпринимателей рассказал руководитель регионального отделения «Партии роста» и помощник уполномоченного по правам предпринимателей в Ростовской области Игорь Симаков.
«Они объединились под названием “Южный кластер”. Их целью является организация нового пространства с иным механизмом работы, с привлечением информационных технологий, маркетплейсов», — сообщил Симаков.
По словам предпринимательницы Оксаны Аттаровой, члена «Южного кластера», проработавшей на «Атланте» четыре года, главная проблема — это отсутствие подходящих для предпринимателей новых площадок. Этот факт власти почему-то понять не в состоянии.
«Мне невыгодно переезжать на другие рынки, в частности, на ОРТК “Южный”, строящийся под Батайском, — признаётся Аттарова. — Он находится слишком далеко. Розничные покупатели туда не поедут».
По её словам, на «Атланте» у неё был магазин в 200 кв. м, а в «Южном» таких условий для работы не будет. Новый рынок должен находиться рядом с «Атлантом» (в 5–7 км) — только в этом случае, как утверждает Оксана Аттарова, предприниматели готовы сотрудничать, так как большая часть предпринимателей «Южного кластера» занимается оптовой торговлей, для которой необходимы склады и большие площади, а на предложенном рынке они ещё не готовы.
Поэтому «Южный кластер» ведёт переговоры с аппаратом уполномоченного по правам бизнеса в России и в Ростовской области для помощи в организации новой торговой площадки. Пытаются сотрудничать с Титовым. Пока этот проект в разработке. Также идут переговоры об открытии «Атланта». Точные даты не известны.
Власти ограничились тем, что предоставили предпринимателям четыре новые площадки, включая экстренно организованную площадку для реализации овощной продукции на территории старого аэропорта. Чиновники составили перечень из 7,2 тысячи торговых мест, которые могут занять предприниматели. Большинство из них отказалось туда переезжать.
В будущем предлагается большое рыночное разнообразие
По информации департамента потребительского рынка области, в регионе сейчас реализуются четыре проекта по строительству новых площадок. Помимо первой очереди «Южного», которую запустят в октябре (3 тысячи кв. м складов и 1,5 тысячи мест для торговли с грузовых автомобилей), свои проекты в Аксайском районе претворяет в жизнь ООО «Вертикаль». Компания строит распределительный центр «Агро молл». Помещение под рынок площадью 12 тысяч кв. м планируют также открыть в октябре. Также в Аксайском районе продовольственно-логистический центр строит ООО «Управление недвижимостью». Центр будет готов в 2022 году. Ещё один рынок «Донской базар» в Азовском районе строит ООО СЗ «ИНПК Девелопмент». Первая очередь площадью 1,5 тысячи кв. м будет построена к концу 2021 года.
Кроме того, в Аксайском районе ООО «Гарант» запустит в октябре ярмарку на площадке в 20 гектаров на 700 машино-мест для контейнерной торговли. Помимо этого, здесь поместится 250 торговых мест в палатках. Будут и крытые торговые площади.
Отметим, что вышеперечисленные инвестпроекты рассчитаны на розничную торговлю либо оптовую торговлю овощами, в то время как члены инициативной группы «Южный кластер» заявляют о необходимости рынка, где будут крупные магазины-склады для оптовиков именно в Аксайском районе. Кроме того, предпринимателей не устраивают сроки сдачи в эксплуатацию новых площадок.
Почему проблема аксайских рынков не решалась
Ещё в мае, сразу после закрытия рынков, Борис Титов в ходе визита в Ростов обговаривал с властями перспективу временного открытия рынков до октября — времени, когда заработают первые площадки, например, ОРТК «Южный». Однако предприниматели сами не поддержали этот вариант. Они были намерены добиваться не временного, а постоянного открытия рынков, однако прогадали. «Мы договорились с властями, что если предприниматели выразят намерение искать другую площадку, если подтвердят, что не будут цепляться за старое […], то тогда прокуратура найдёт юридический вариант временного продолжения работы аксайских рынков. Мы рабочую группу сделали, но, к сожалению, ни одного заявления так и не получили. Предприниматели решили по этому пути не идти и просто не работать», — признавался Борис Титов журналистам в ходе очередного визита в Ростов в августе.
По мнению главы комитета по правозащите партии «Новые люди» Александра Хуруджи, предприниматели были разрозненны, уповали на то, что кто-то займётся их заботами. Они рассчитывали на визит Бориса Титова, но когда он предложил им задуматься о переезде, это создало ощущение давления и не встретило поддержки. «Думаю, что история аксайских рынков ещё не закончилась, — считает Хуруджи. — Те, кто отказался переезжать на предложенные площадки (около 300 человек), не будут послушно соглашаться с решениями властей».
«Работа по стабилизации ситуации проводится при постоянном взаимодействии с инициативной группой предпринимателей Аксайского района. Вопрос находится на постоянном контроле правительства Ростовской области», — сообщается в ответе регионального правительства на запрос «Эксперта ЮГ» по теме аксайских рынков.