Состояние сетей ливневых стоков и систем их очистки — одна из острейших проблем российской системы ЖКХ. Донская столица здесь не исключение — практически каждый год сильные осадки превращают центральные магистрали города в реки с сильным течением. Последствия ливней устраняются потом в течение нескольких дней, убытки несут как муниципальное хозяйство, так и простые граждане.
На решение проблем потребуется 40 млрд рублей, подсчитали городские власти. На эти деньги предполагается строительство коллекторов и очистных станций. Подобные объекты инфраструктуры и сейчас существуют в городе, однако фактически никем не управляются, а ведомства, к которым они приписаны, работают с ними только в пожарном режиме — когда случается очередной потоп. Много вопросов и к самому проекту со стороны технических специалистов. Но главное — в городе отсутствует единая система управления канализационным хозяйством. Это создаёт риск пустой траты бюджетных средств. Между тем, ливневую канализацию можно отдать в концессию — международный опыт говорит о том, что подобные объекты могут эффективно управляться в интересах города специализированным бизнесом.
Город на пороге большого канализования
Проблема отсутствия ливнёвок волнует муниципалитет не первый год, однако бюджетных ресурсов для её решения недостаточно. План городских властей заключается в повсеместном строительстве ливневых канализаций на наиболее опасных с точки зрения затопления направлениях. Например, после наводнения в июле 2020 года, когда затопило улицу Малиновского, глава администрации Ростова Алексей Логвиненко сообщил губернатору Ростовской области Василию Голубеву, что на этом направлении необходимо строительство канализационного коллектора. Через год был готов проект строительства. Общая протяжённость коллектора должна составить 5,4 км с диаметром до 2,5 м. Предполагается и строительство очистных сооружений со сбросом очищенных стоков в реку Мёртвый Донец.
В последующем предполагается строительство коллектора диаметром 1,6 м вдоль железнодорожных путей северо-западной промзоны протяжённостью 4,4 км и шесть второстепенных коллекторов диаметром 0,4 м общей протяжённостью 6,2 км. Строительство ливневой канализации предстоит и на других крупных магистралях в Западной части города (улицы Доватора и Мадояна). Общая протяжённость коллекторов должна составить 42,7 км. Есть предложение построить несколько коллекторов также в центре Ростова, который затапливает при сильных ливнях.
Отметим, что общая протяжённость городских сетей ливневой канализации в городе составляет почти 150 км. Они эксплуатируются департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города, МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры» (ДИСОТИ) и муниципальным специализированным унитарным предприятием по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (МСУП). 7,5 км сетей являются бесхозными. По данным городской администрации, сейчас проходят требуемые законодательством процедуры для принятия их в муниципальную собственность. При этом общая протяжённость улично-дорожной сети города составляет 1382 км, а подземными водостоками обеспечены из них 129 км (то есть 9,3%).
Понимание проблемы есть, решение расплывчато
В Стратегии социально-экономического развития Ростова до 2035 года (принята в 2019 году) канализация города характеризуется как «изношенная». Износ водопроводных и канализационных сетей превышает 30%. Насосные станции и установленное на них оборудование находятся в критическом состоянии, что приводит к низкому качеству очистки сточных вод. Существующая мощность очистных сооружений недостаточна, системой канализации охвачено только 84% территории города. Не решена проблема утилизации осадков после очистки. В стратегии намечены три основных направления работы: реабилитация реки Темерник, реконструкция ливнёвки и проведение мероприятий по недопущению сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.
«То, что сейчас есть, должно быть реконструировано, а в новых районах должны работать локальные очистные сооружения», — говорит директор ООО «Нова компани» (специалист по инженерным коммуникациям) Светлана Шульгина. По её словам, сейчас всё отдано на откуп организациям, которые не могут правильно эксплуатировать канализационную систему из-за дефицита кадров и контроля. «В нашем городе часть канализационной системы принадлежит Водоканалу, а все остальное — каким-то маленьким управляющим компаниям, которые не знают, как к канализации подойти», — говорит Светлана Шульгина.
«Конечно, 9,3 процента — это мизерная часть для системы водоотведения. Ситуацию усугубляет и то, что проектировщики домов и жилых комплексов, как правило, рассматривают вопрос отвода сточных вод на уровне благоустройства, — поясняет директор ООО НПП “СпецГеодезия” Алексей Демиденко. — Они лишь проектируют системы лотков и уклонов для удобного отвода с территории застройки. Как правило, это локальные объекты, которые не рассматриваются в глобальном масштабе всего микрорайона: с учетом водоразделов, водосборов общего рельефа и т. д. По закону это не их проблема. Проектировщик отвечает лишь за организацию рельефа на предлагаемой для проектирования территории».
Реконструкция выходит на новый уровень
В июле 2020 года губернатор Голубев на совещании, посвящённом проблеме ростовских ливнёвок, поручил муниципальным властям подготовиться к их грандиозной реконструкции. Городские власти показали, как будут развиваться сети ливневой канализации — всего предусмотрено несколько этапов. Ответственным за разработку техзадания стратегического проекта определили департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения. В ноябре прошлого года департамент стал рассылать техзадание на проект реконструкции ливнёвой канализации по ростовским компаниям, занимающимся инженерным проектированием. Необходимо было определить возможную стоимость работ.
По словам гендиректора компании «Датум групп» (картографирование и инженерные решения) Сергея Замиховского, техзадание имеет множество недочётов. Документ предполагает как инвентаризацию всех существующих сетей, так и анализ того, где и сколько новых ливнёвок нужно построить. Претензии Замиховского касаются того, что разработанный вариант не учитывает природоохранное законодательство. Например, не учтён пункт о том, что локальные очистные сооружения и точки сброса ливневых стоков нельзя размещать в местах водозабора. Также департамент автодорог не стал прописывать в исходных материалах закрытую часть данных для подрядчика, которые относятся к государственной тайне. Между тем, строительство ливнёвки должно быть синхронизировано с системой водоснабжения, на описании которой и стоит гриф «секретно». То есть у проектировщика должен быть соответствующий допуск, что существенно снижает круг потенциальных подрядчиков.
Также в техзадании отсутствует упоминание работ по получению объективных исходных данных для разработки схемы ливневой канализации, связанных с топографическими картами рельефа. Отсутствуют и данные обязательной инвентаризации и технического обследования систем ливневой канализации. По мнению эксперта, если такое техзадание утвердят, реконструкцию системы ливнёвки будет проводить подрядчик, не обладающий достаточной квалификацией для этой работы.
Решение задачи в виде концессии
Системы очистки стоков и водоотведения, хоть и являются частью муниципального хозяйства, по факту часто оказываются бесхозными. По крайней мере, в таком крупном городе, как Ростов, за ливневую канализацию отвечает сразу несколько городских структур, которые между собой не взаимодействуют. Даже если закрыть все вопросы с инженерной точки зрения и найти деньги на исполнение этого плана, остаётся открытым вопрос эффективного управления системой ливнёвки. Муниципальные власти могут отдать её в управление нескольким структурам, которые между собой слабо взаимодействуют, а значит, дорогостоящая инфраструктура может быстро прийти в негодность. Не решится вопрос и с созданием нового МУПа, уверен директор компании «Ростинпром» (инженерные решения в сфере канализования и очистки стоков) Евгений Крашенников. По его словам, эти предприятия убыточны и не заинтересованы в эффективном расходовании средств, так как всегда могут рассчитывать на бюджетные вливания.
За ливневую канализацию отвечает сразу несколько городских структур, которые между собой не взаимодействуют. Её модернизация требует концессии, этим путём уже пошел Сочи
«В коммерческом секторе этот вопрос решается более эффективно, здесь мы можем использовать лучшие практики в сфере обращения со сточными водами», — говорит Крашенников.
Для решения проблем с ливневой канализацией наиболее эффективным представляется концессионное соглашение между муниципалитетом (владельцем сетей ливневой канализации), и бизнесом, который занимается строительством инфраструктурных объектов. Существующий на законодательном уровне механизм ГЧП вполне это позволяет. Есть и положительные примеры в других отраслях — например, ГЧП в сфере транспорта позволило модернизировать трамвайную сеть Таганрога. Без частных инвестиций этот проект, скорее всего, так и не был бы реализован.
Если со стороны властей появится заинтересованность в более эффективном расходовании бюджетных средств в плане ливнёвок, то концессия — единственный выход, считает Евгений Крашенников. Она позволяет переложить эксплуатацию дорогостоящих сооружений на плечи бизнеса, который располагает соответствующей базой и опытом.
При этом компании, способные реализовать подобные проекты, на рынке есть. От властей требуется лишь принятие понятных «правил игры», то есть механизма взаимодействия с бизнесом на основе системы, которая подразумевает появление тарифа за пользование системой канализации. Такая система, например, создана и успешно функционирует в Сочи — самом современном в плане инфраструктуры городе на Юге.
Для бизнеса важно понимать, что концессия должна быть эффективной, а для властей — что она не будет зависеть от субсидирования. Пока же типовой схемой развития инфраструктуры ливневой канализации как на Дону, так и в большинстве регионов России, является банальная трата бюджетных средств на строительство дорогостоящих объектов, которые некому эксплуатировать.
«Простых решений не существует, но проблемой нужно заниматься, — говорит Евгений Крашенников. — Требуется концессионер, обладающий необходимыми специалистами с опытом работы». Глава «Ростинпрома» добавляет, что при определённых условиях его компания вполне могла бы претендовать на роль концессионера. Но главное сейчас — решение города идти этим путём.