Поляна ещё свободна: кто и как сегодня вкладывает в Крым

Задавать в Крыму вопрос «кто инвестор?» — всё ещё признак дурного тона. Большинство значатся инвесторами лишь на бумаге, а на самом деле представляют чьи-то интересы

ИСТОЧНИК: GLAVA.RK.GOV.RU
Глава Республики Крым Сергей Аксёнов и Эдуард Гривковский, инвестор курорта Мойнаки

Инвестпортфель Крыма за 2021 год вырос в полтора раза. Крупнейшие инвесторы региона, находящегося под санкциями, — это либо представители государства и «неизвестных» материковых инвесторов, либо небольшие местные игроки, у которых здесь есть пространство для роста

о итогам 2021 года мы насчитали в Крыму 46 инвестпроектов стоимостью более 300 млн рублей каждый — общий инвестпортфель, таким образом, потянул на 118,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2020 в регионе было зафиксировано 48 проектов с объёмом инвестиций 83,44 млрд рублей. То есть даже в период ковидных ограничений и отмены Ялтинского международного экономического форума регион показал рост портфеля на 35 млрд рублей, или на 42%. Однако доковидный 2019 год всё равно пока остался для региона наиболее успешным в части привлечения капитала. Тогда, с учётом реализации крупных инфраструктурных проектов, мы насчитали в Крыму 56 инвестпроектов на сумму в 255,16 млрд рублей.

Крым в ЮФО сегодня занимает уже третье место по количеству инвестпроектов стоимостью свыше 300 млн рублей. Большинство проектов связаны с АПК (17) и туризмом (12) — это наиболее привлекательные отрасли для инвестирования на полуострове. Среди лидеров также инженерно-транспортная инфраструктура, где основной инвестор — государство. Так, например, продолжается строительство объектов аэропорта Симферополя. Правда, госвложения сильно просели после введения в строй таких гигантских объектов, как трасса «Таврида» и Крымский мост.

Госструктуры Крыма называют иные цифры по объёму частных капиталовложений в регион. Так, согласно данным Корпорации развития Крыма, в 2021 году на полуострове реализуется 223 инвестиционных проекта, с общим объёмом инвестиций в 222,1 млрд рублей. По данным министерства, в 2021 году в регионе заключено 44 новых инвестиционных соглашения (в 1,3 раза больше, чем в 2020 году). Общий объём вложений составил 74,8 млрд рублей, что почти в девять раз больше, чем в прошлом году. Наибольшее их количество привлекли аграрии (более 24%), затем идут сфера отдыха (около 16%), строительство (более 18%), промышленность (13%).

Неофициальный инвестиционный процесс

Задавать в Крыму вопрос «кто инвестор?» — всё ещё признак дурного тона. Однако, несмотря на угрозу санкций со стороны западных стран, российские крупные инвесторы всё-таки приходят на полуостров. Например, структуры, близкие к «Газпрому», строят многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс в Парковом. В то же время отсутствие экономических монополистов позволяет вольготно себя чувствовать географическим соседям — например, инвесторам из Краснодарского края. Так, ООО «Пуд», близкое к «Агрокомплексу им. Ткачёва», строит распределительный центр для сети местных супермаркетов.

Безусловно, существует официальный план развития крымской экономики. Правительство РФ разработало специальную программу, реализация которой подразумевает механизм комплексного развития территорий, а также модернизацию мер поддержки в свободной экономической зоне на территории Крыма и Севастополя. Для её участников предполагаются льготные кредиты и налоговые послабления. Но, судя по тому, что мы видим, на практике реализуется какой-то не совсем официальный план. По информации портала «Октагон», в регион активно инвестируют госкорпорации и крупные частные компании, традиционно зарабатывающие на госзаказах. Из-за санкций они заходят на полуостров опосредованно и через дочерние структуры.

Впрочем, основной инвестор в Крыму сегодня — зарегистрированные в регионе компании, которыми владеют местные предприниматели. Чьи интересы они представляют (и представляют ли), выяснить сложно.

В Корпорации развития Крыма, которая отвечает за привлечение инвестиций и сопровождение инвестора, так и не ответили на наш запрос с просьбой раскрыть инвесторов. Большинство инвесторов значатся таковыми лишь на бумаге, отметил представитель одного из них. За ними стоят либо те, кто не желает попасть под санкции, либо те, кто просто не любит афишировать свою деятельность.

После составления рэнкинга крупнейших инвестпроектов «Эксперта ЮГ» видно, что наиболее крупные инвестиции в Крыму сосредоточены в первых семи проектах (73% стоимости всех инвестиций). Характерно, что их инвесторы — представители частного бизнеса, хотя в отдельных случаях и связанного с государством.

Инвестиции с опорой на местные кадры

Например, инвестором крупнейшего проекта — развитие территории рядом с озером Мойнаки в Евпатории стоимостью 35 млрд рублей — выступают две компании — краснодарский «Славянский дом» и местная Симферопольская девелоперская компания. Пос­леднюю возглавляет бывший депутат украинского парламента Крыма Эдуард Гривковский.

Серьёзной необходимости в присутствии «материковых» инвесторов, по крайней мере, в сфере девелопмента или в строительной отрасли Крыма, нет, считает совладелец Симферопольской девелоперской компании Тимур Власенко. Инвесторы из «большой» России также могут комфортно себя чувствовать на полуострове, благодаря наличию инвестиционных площадок и специализированных институтов развития, которые созданы для их сопровождения.

Интерес российских инвесторов к Крыму возрос в период эпидемии COVID-19, когда границы закрылись, заявил «Эксперту ЮГ» глава Евпатории Роман Тихончук. «Материковые» компании смелее вкладывают деньги в республику, признаётся он.

Другой крупный инвестор с местными корнями — предприниматель, основатель фестиваля «Экстрим Крым» Константин Выдыш. В июне 2021 года на ПМЭФ-2021 он от имени УК «Курорт Тарханкут» (владелец и директор, по данным ИАС Seldon.Basis, некая Юлия Куденко) заключил с властями Крыма семь соглашений по строительству курортного комплекса стоимостью 5 млрд рублей. По словам Выдыша, он «согласился выступить фронтменом» в реализации комплекса инвестпроектов на Тарханкуте. В интервью «Крыминформу» он говорил, что в организации курортной зоны участвует целый ряд российских компаний и инвесторов.

«Люди, готовые открыто заявлять о своей работе на полуострове, уже названы, — говорит Константин Выдыш. — По остальным ещё либо время не пришло, либо люди не хотят пока рисковать и официально что-то говорить. Но это не значит, что они не участвуют в развитии республики».

Бизнесмены-государственники и газовый монополист в роли «белых рыцарей»

Среди «названных» инвесторов — бенефициар ООО «Международный аэропорт Симферополь» Олег Жестков. РБК называет его партнёром основного владельца банка «Россия» Юрия Ковальчука. В развитие аэропорта Симферополя, конечным собственником которого, по данным ИАС Seldon.Basis, является Жестков, собираются вложить 22,7 млрд рублей. Речь идёт о «вспомогательных» объектах: отеле и бизнес-центре. Планируется построить и индустриальный парк с логистическим центром.

Крупный инвестор на полуострове — это представитель российской газовой монополии. Управляющая компания курорта ООО «Эколого-туристический центр в Парковом» через компанию РИССКО на 100% принадлежит ООО «Газпром добыча Оренбург». Компания строит в посёлке Парковом многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс стоимостью 9,7 млрд рублей.

Официально строит тепличный комбинат в Белогорском районе Крыма за 3,9 млрд рублей и московская ГК «Горкунов» «тепличного магната» Бориса Горкунова.

Ещё один крупный проект в сфере АПК — строительство фруктохранилища за 2 млрд рублей от АО «Крымская фруктовая компания» (КФК) стоимостью 2 млрд рублей. Её возглавляет этнический француз Бруно Мармэ, ранее руководивший сельскохозяйственной компанией в Липецкой области, однако владельцы КФК не раскрываются.

Соседский бизнес Ткачёва на крымской земле

Наиболее крупный инорегиональный инвестор с Юга — краснодарский «Агрокомплекс им. Ткачёва». Компания официально подтвердила строительство нового огромного оптово-распределительного центра в Симферопольском районе стоимостью 5,5 млрд рублей. Открывается он в интересах крымского ритейлера ООО «Пуд» (сеть супермаркетов «Продукты у дома»). До 2017 года он управлялся украинским ритейлером «АТБ-маркет», однако затем, по данным РБК, сеть выкупили структуры АО «Фирма “Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва”».

Задавать в Крыму вопрос «кто инвестор?» — всё ещё признак дурного тона. Большинство значатся инвесторами лишь на бумаге, а на самом деле представляют чьи-то интересы

«Агрокомплекс» также заявил в Крыму один из крупнейших туристических проектов — строительство развлекательного объекта «Ялта-парк» стоимостью 16 млрд рублей. Объект должен создаваться по аналогии с «Сочи-парком». Впрочем, пока под объект даже не выбран участок, и каких-либо действий, дающих право считать его «работающим», инвестор пока не предпринял.

Голодный рынок без бизнес-гигантов

 «Что касается санкций, которые могут грозить инвесторам Крыма, то это вопрос больше политический — по моим наблюдениям, никого санкции не останавливают, — говорит Тимур Власенко. — Регион сейчас бурно развивается — строятся оте­ли, инфраструктурные объекты, парки, коммерческая недвижимость. Разница за последние пять лет очевидна». Приход инорегиональных игроков, по его словам, местные компании не пугает.

Для крупных игроков строительного рынка Крыма сегодня характерна тенденция переориентации с жилищного строительства в городах на курортное строительство у моря. Причём речь, как правило, идёт о больших туристических комплексах. «Эта тенденция проявилась после прихода пандемии и закрытия границ, — говорит Власенко. — Сегодня все районы полуострова в фокусе внимания инвесторов. Например, озеро Мойнаки в Евпатории — это далеко не Ялта, но мы видим, каким потенциалом обладает эта территория. Местная грязелечебница обеспечит в будущем круглогодичный турпоток».

«Владелец “Бронибоя” (Broniboy, краснодарский сервис доставки. — “Эксперт ЮГ”) Александр Радионов на одном бизнес-мероприятии рассказывал, как такие компании, как его, заходят на крымский полуостров, — вспоминает партнёр консалтинговой компании “Арка Групп” Александр Полиди. — Там рынок голодный. Ограничения для компаний с иностранным капиталом создают предпосылки для захода туда именно таких сервисов нефедерального уровня».

То же самое, по его словам, касается также строительного и отельного несетевого бизнеса. «Инвестклимат с точки зрения регуляторики в Крыму такой же, как и в близлежащих регионах, но если иметь в виду макроэкономику, то он, конечно, неблагоприятный — санкции не позволяют региону быть в широком смысле инвестиционно привлекательным, — говорит Полиди. — По крайней мере для стратегических инвесторов, которые реализуют проекты большого масштаба. Для инвесторов, с одной стороны, это вызов, но с другой — возможности. Поляна свободна. Отсутствие сильных сетевых игроков позволяет сейчас себя чувствовать там более уверено, чем в “материковой” части России, вступать в борьбу с разными бизнес-гигантами».