Первым направлением, в котором продлят трамвайные линии, станет микрорайон Гидростроителей. Новую ветку протянут от улицы Мачуги. Стоимость проектно-изыскательских работ на этой ветке — 250 млн рублей, строительно-монтажных работ — 2,5 млрд рублей. Чтобы протянуть ветку через микрорайон, необходимо изъять в муниципальную собственность 41 земельный участок. Также в рамках проекта, но уже на втором этапе, трамвайную линию планируется продлить в сторону Восточного обхода, от улицы 40 лет Победы до Багряной. Предполагается и строительство трамвайного депо. Этот проект (в совокупности это 35 км трамвайных путей), как предполагают городские власти, реализуется через соглашение с корпорацией ДОМ. РФ. Его предварительная стоимость оценивается в 20 млрд рублей. Пассажиропоток — 6,8 млн человек в год.
В пресс-службе корпорации «Эксперту ЮГ» подтвердили, что «проект находится в глубокой стадии проработки». При его реализации будет использован «механизм финансирования инфраструктуры с помощью облигаций». «Мы ожидаем, что все необходимые процедуры согласования пройдут и проект получит финансирование уже в текущем году», — сообщил директор по инфраструктурным облигациям ДОМ. РФ Антон Никитин.
Второе концессионное соглашение мэрия планирует заключить с госкорпорацией ВЭБ.РФ. На первом этапе ветка протянется от улицы Толбухина до Красных Партизан. А затем вдоль Западного обхода до Немецкой Деревни. Пассажиропоток — 5 млн человек в год. На втором этапе — через посёлок Северный и «Баскет Холл» на Московскую. Согласно проекту «Магистраль», презентованному в апреле прошлого года, это почти 36 км новых трамвайных линий. Речь идёт о создании более 35 км новых трамвайных линий, 3 км автомобильных дорог, двух подземных пешеходных переходов и двух путепроводов, устройстве одного тоннеля. Его стоимость предварительно составляет 13,5 млрд рублей.
Как рассчитывает Владимир Архипов, новые линии потребуют 65 трамваев. Закупка будет включена в оба концессионных соглашения. Чиновник добавил, что разработка конкурсной документации завершится к марту 2022 года. Тогда будет проведён конкурс на отбор концессионера.
Одновременно будут изымать земельные участки под будущее строительство. Так что начало реализации обоих проектов — примерно середина 2024 года. Ещё полтора-два года займёт само строительство.
«Трамвай остаётся самым востребованным видом транспорта. В 2021 году в среднем в час трамвай перевозил 68 пассажиров, в то время как троллейбус — 34, а автобус — 38. Это наш любимый транспорт, и его нужно продолжать развивать, — отметил директор МУП “КТТУ” Александр Грачёв. — Проекты увеличат трамвайную сеть со 128 километров до 199, а пассажиропоток вырастет на 24 миллиона человек».
Эксперты и общественники в целом положительно оценили новости о предстоящем строительстве двух трамвайных веток, но высказали ряд замечаний.
«Безусловно, трамвайная ветка в микрорайон Гидростроителей необходима, чтобы разгрузить пробки в этой части города, — уверен урбанист, активист и участник движения “Городские решения” Мирослав Валькович. — Но пока никто не объяснил, почему в качестве второго приоритета выбрана ветка в Немецкую Деревню».
По словам эксперта, при дефиците ресурсов в городе чиновники неправильно расставили приоритеты. Дорогу проще разгрузить другим способом: расширив дорогу, организовать контролируемую выделенную полосу и троллейбус с автономным ходом. «При выбранном подходе работа по ликвидации пробок растянется лет на восемь. Это и изъятие участков, дефицит стройматериалов, как это случилось при строительстве на Московской», — уверен Валькович. По его мнению, «смета строительства наверняка раздуется» и «необходимо организовать производство рельсов и шпал в Краснодарском крае». Этот проект должен обогащать местный бизнес.
С этой точкой зрения соглашается и председатель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук, которая указала, что «проект трамвайной линии в микрорайон Гидростроителей не соответствует генеральному плану Краснодара, от которого отходить нельзя». Второй момент, который отметила собеседница, — «необходимо отказаться от строительства ветки в Немецкую Деревню в пользу ветки в посёлке Российский».
«Рельсовый транспорт — это единственный способ решить проблему пробок в Краснодаре, которые образовались при непродуманной застройке города, — уверена председатель движения “Помоги городу” Елена Шувалова. — При этом властям неплохо было бы провести консультации с горожанами. У нас есть сообщества с экспертизой».
Собеседница добавляет, что это первый концессионный проект в Краснодаре, если не считать соглашения с Сергеем Галицким о реконструкции «Авроры»: «Но это, скорее, меценатство, нежели концессия. К тому же там есть проблемы».