Экономика Северного Кавказа намерена расти

В целом Северо-Кавказский федеральный округ подошёл к новой экономической ситуации, созданной обстоятельствами 2022 года, с хорошими предпосылками: здесь принята новая амбициозная стратегия, перезагружен ключевой институт развития, крупный бизнес хорошо заработал накануне кризиса

«ЭКСПЕРТ ЮГ»
Андрей Цемахович, первый заместитель генерального директора АО «Кавказ.РФ»

«Эксперт ЮГ» провёл в Ессентуках ежегодную конференцию «Точки роста для Северного Кавказа». По мнению многих участников конференции, сложившаяся экономико-политическая ситуация создаёт целый ряд предпосылок для ускоренного развития Северного Кавказа. Так, Минэкономразвития РФ разработало новую стратегию СКФО до 2030 года — она была принята в апреле 2022 года.

Развитие в ситуации санкций

Традиционно кризисные периоды регионы-лидеры и регионы с ослабленной экономикой проходят кардинально по-разному — так, что разрыв между ними увеличивается. СКФО по ряду показателей сильно отстаёт от среднероссийских. Например, уровень инвестиций в основной капитал на душу населения по состоянию на 2020 году составлял в СКФО 52% от среднероссийского показателя, а объём ВРП на душу населения — 36%. При этом по итогам предыдущих пяти лет никак нельзя сказать, что этот разрыв сокращается — по определённым показателям он даже увеличился. Поэтому, обсуждая перспективы экономики СКФО, важно говорить не просто о темпах экономического роста — важно понимать, будут ли это достаточные темпы роста для того, чтобы разрыв со среднероссийскими показателями сокращался. Однако нынешний кризис СКФО имеет шанс пройти лучше, чем предыдущий.

В качестве лакмусовой бумажки для оценки того, что происходит с российской экономикой в 2022 году, выступает рынок лизинга. Лизинг — механизм, который используется в большинстве инвестпроектов для приобретения оборудования, техники и т.д. «Если на конец 2021 года прирост составлял 62 процента, то первое полугодие 2022 года показало падение на 19 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наиболее сильное падение в сегменте транспорта пришлось на легковой автотранспорт, потому что большая часть поставщиков ушла с нашего рынка, — рассказала Елена Махортова, руководитель Ставропольского филиала компании “Интерлизинг”. — Вместо ушедших глобальных европейских брендов сегменты техники, оборудования, грузового транспорта начали занимать азиатские производители, а также активно развивающиеся оте­чественные. Если вопрос по замещению техники уже понятен, то о полноценном замещении оборудования пока очень рано говорить. Улучшить ситуацию с поставками техники помог параллельный импорт, который сейчас начал активно развиваться. Однако у нас нет полноценной гарантии на эту технику и наблюдается дефицит запчастей». Развитие в этих обстоятельствах, безусловно, не самая простая задача.

Главные точки роста

«У нас есть 35 прорывных проектов, которые финансируются в том числе при помощи АО “Кавказ.РФ”, — рассказала Альбина Муртаева, заместитель директора департамента социально-экономического развития СКФО Министерства экономического развития РФ. — Например, Дагестан — это территория обувщиков, поэтому там планируется создание кластера мужской и женской обуви, уже сейчас начато производство. В Ингушетии запланировано создание алюминиевого кластера, уже функционирует завод, который реализовывался в рамках госпрограммы развития СКФО и производит более трёх тысяч наименований продукции из алюминиевого профиля. В Северной Осетии — овощной и плодоовощной кластер. В Чеченской Республике — кластер строительных материалов, в Ставропольском крае — кластер по производству удобрений и азотных соединений. Эти кластеры и есть те точки роста, которые мы сейчас видим».

Андрей Цемахович, первый заместитель генерального директора АО «Кавказ.РФ», поделился своим видением того, какие точки роста являются перспективными и каким образом их развивать. «Одной из точек роста, которая пока не развита на Северном Кавказе и будет интересна инвесторам, — это переработка, — считает Цемахович. — Она требует небольших вложений и в то же время обеспечивает сбыт той продукции, которая иногда в избытке уже производится на Северном Кавказе. Что касается туризма, то текущий год продемонстрировал проблемы с местами размещения, от самых дешёвых глэмпингов до трёх-четырёх-пятизвёздных отелей. На Кавминводах не хватает средств размещения, хотя имеется много заброшенных санаториев, которые должны быть инвестиционно привлекательными».

Андрей Цемахович говорит и о том, что «Кавказ.РФ», вобравший работавшие ранее «Курорты Северного Кавказа» и «Корпорацию Северного Кавказа», значительно активизировал работу с инвесторами — за последний год корпорация рассмотрела около 40 заявок, из которых примерно по десяти предварительно анонсировано положительное решение.

Аналитики Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» сделали акцент на выделении перспективных, но явно недоинвестированных направлениях экономики СКФО. Алексей Крыловский, управляющий директор Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group», полагает, что наиболее актуальной задачей в сегодняшних условиях становится развитие обрабатывающих производств СКФО, высокий потенциал которых используется в настоящее время не в полной мере. «Инвестиции в обработку с 2014 по 2020 год составили 178 миллиардов рублей, — рассуждает Крыловский. — Много это или мало? Наверное, мало, потому что отгрузка только за 2021 год в обрабатывающих производствах — 537 миллиардов. Инвестиционные приоритеты СКФО — химическая промышленность, продукты питания, строительные материалы. Ставропольский край производит продуктов питания практически на 100 миллиардов — это 26 место в России. Но если сравнивать с Краснодарским краем, то мы значительно отстаём, хотя Ставропольский край мог бы стать перерабатывающим хабом всего округа, потому что здесь концентрируется вся логистика. Пока же инвестиции в переработку в крае очень малы — всего лишь 27 миллиардов».