Актуальность повестки устойчивого развития сохранилась, несмотря на уход из России ряда международных организаций и СВО. Предыдущий год показал, что ни федеральная власть, ни бизнес не собираются отказываться от стратегий устойчивого развития. Этот год стоило бы посвятить развитию партнёрств на основе ценностей устойчивости, причём — развитию на региональном и муниципальном уровнях.
Устойчивость становится критерием оценки городов
Форум «Устойчивый город здесь и сейчас» — ежегодное мероприятие «Эксперта ЮГ». Эта традиция продолжается более 10 лет, перерывы имели место только в первый год пандемии и после начала СВО. В 2023 году форум предстал в обновлённом формате, его стратегическими партнёрами выступили банк «Центр-инвест» и консалтинговая компания Axenix, проведение также поддержал ростовский производитель систем водоотведения и водоочистки ООО «Ростинпром».
Проведённое «Экспертом ЮГ» исследование «Устойчивое развитие глазами бизнеса», в котором приняли около 150 топ-менеджеров предприятий юга России, показало, что большинство руководителей на конец 2021 года «жило в этой повестке», рассказал модератор мероприятия, главный редактор журнала «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов. При этом компании были очень заинтересованы в том, чтобы вовлечь в повестку региональные и муниципальные власти. Этот запрос сохранился, несмотря на то, что основная часть международных организаций, продвигавших ESG-повестку, прекратила свою деятельность в России.
«Всё большее количество регионов и городов включается в повестку устойчивого развития, — заявила в своём выступлении на форуме управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова. — За последнее время разработан целый набор инструментов, который помогает внедрять эти принципы и использовать их для решения конкретных задач в различных территориях. Текущие задачи и стратегические планы важно ориентировать на достижение целей устойчивого развития, понимая, с одной стороны, что наша страна не отказалась от этого вектора развития, а с другой, что необходимо уточнить приоритеты и акценты с учётом трансформаций геополитической и экономической обстановки».
Для решения проблем устойчивого развития необходимо объединение ресурсов и усилий бизнеса, власти и структур гражданского общества. Кроме того, принимая решения, необходимо отталкиваться от специфики конкретной территории. Для бизнеса использование механизмов устойчивого развития — фактор обеспечения конкурентоспособности, однако, решая свои задачи, компании могут одновременно вносить вклад в социально-экономическое развитие регионов и городов, объяснила Феоктистова.
Управляющий директор по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева сообщила, что агентство подготовило рейтинг устойчивого развития российских регионов и их административных центров. По сводному показателю лучшие позиции на Юге — у Симферополя, Краснодара и Волгограда, при этом в федеральный топ-10 вошёл только Волгоград, а среди самых озеленённых городов представителей ЮФО не оказалось вообще.
«Экология — один из наиболее проблемных факторов, — подчеркнула Галиева. — Волгоград лидирует по затратам на сохранение окружающей среды, в Элисте и Майкопе — низкие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу».
По социальным факторам, среди которых — занятость, качество образования и здравоохранения, уровень доходов и др., в десятку лучших российских региональных центров вошли Симферополь и Краснодар, при этом в последней десятке рейтинга не оказалось ни одного города ЮФО. Однако по качеству управления в число отстающих вошли Ростов, Астрахань и Элиста — эти города подвели сравнительно низкий уровень открытости бюджетных данных и дисциплина исполнения бюджетов.
Заместитель директора ростовского ГАУ «Региональный информационно-аналитический центр» Константин Мищенко сообщил, что в декабре прошлого года Ростовская область обновила стратегию социально-экономического развития до 2030 года, в том числе с учётом целей устойчивого развития. По его словам, сейчас на городские округа региона приходится 58% населения, а их вклад в оборот организаций, объём розничных продаж, промышленное производство и т. п. значительно выше. «Необходимо отметить неравномерность развития городов, — признал Константин Мищенко. — Ростов по многим параметрам превосходит другие города, в том числе из расчёта на душу населения. Эта несбалансированность возникла давно и сохраняется на данный момент».
Среди хороших новостей представитель РИАЦ отметил экономическую стабилизацию большинства городских округов Ростовской области: восемь из 12 продемонстрировали рост совокупного оборота крупных и средних организаций. Индекс промышленного производства с учётом инфляции также оказался положительным в большей части городов; самая активная динамика зафиксирована в Ростове, Батайске и Каменске-Шахтинском.
Как южный бизнес понимает устойчивость
Региональный директор южной локации компании Axenix Виктория Супрунова сообщила, что сегодня понятие «устойчивый город» считается идентичным «умному городу». «Исследования показывают, что большинство городских жителей беспокоят простые вопросы: как далеко от места проживания находятся медицинские учреждения, безопасно ли детям дойти до школы или взрослым гулять в ночное время, — рассказала Супрунова. — Использование инноваций и цифровизация всех аспектов городской жизни повышает общий уровень безопасности, снижает расходы на управление и ЖКХ, улучшается экология и транспортная доступность. Город становится более привлекательным для инвестиций и переезда. Благодаря всему этому растёт показатель счастья у городского населения».
Москва, которая активно развивается как «умный город», получила соответствующий международный цифровой сертификат. В 2021 году столичный мэр Сергей Собянин сообщил, что 40% городских структур и сервисов Москвы используют искусственный интеллект. С тех пор их инструментарий расширился. В других городах России, даже крупных, по словам Виктории Супруновой, инновационные ИТ-решения активно внедряются только в узких областях: видеонаблюдении, сетевой инфраструктуре, финтехе, энергетике и муниципальных услугах. В менее крупных населённых пунктах речь идёт, как правило, только о точечных внедрениях. При этом с точки зрения инновационной активности в России лидируют Приволжский, Центральный и Южный федеральный округи, а лидер в ЮФО — Ростовская область. Есть и другие примеры успешной реализации концепции «умного» города. Например, в 2022 году Железноводск стал четвёртым в соответствующей номинации федерального конкурса «Лучшая муниципальная практика».
«Мы выделили несколько ключевых факторов внедрения цифровизации для достижения устойчивого развития. Это понимание полезности технологий, приоритезация потребностей города, выделение ключевых проектов и наличие у города квалифицированных кадров, способных не только внедрить технологии, но адаптировать их и поддерживать. Наиболее важный фактор — наличие высокого уровня поддержки цифровых проектов на государственном уровне», — заключила Виктория Супрунова.
«Наш главный идеологический принцип: устойчивость неразрывно связана с креативом в широком смысле этого слова, то есть с творческим отношением к своему делу каждого жителя города, предпринимателя, чиновника, — отметила помощник председателя совета директоров банка “Центр-инвест” Юлия Фиалковская. — Важен каскад взаимодействия творческих и экономических факторов. Деятельность “Центр-инвеста” основана на сочетании фундаментальных знаний, прикладных исследований, лучшей мировой практики и наших собственных инициатив».
Концепция устойчивого развития занимает важное место в стратегии развития банка: «Центр-инвест» первым в России реализовал ряд социальных и экологических проектов в финансовом секторе. В их числе запуск кредитов для женского бизнеса и социальных предпринимателей, поддержка стартапов, финансирование проектов повышения энергоэффективности, внедрение ESG-рейтингов заёмщиков, развитие системы автоматизации школьного питания для повышения прозрачности использования бюджетных средств и т. п. В прошлом году банк запустил «зелёную» ипотеку, а также первым в мире опубликовал ESG-баланс.
Генеральный директор компании «Ростинпром» Евгений Крашенников отметил, что эффективное применение технологий может упираться в несовершенство нормативной базы.
«Одним из ключевых элементов реализации повестки устойчивого развития является корпоративное волонтерство, - говорит Алиса Андреева, руководитель Южного регионального совета по корпоративному волонтерству, член Комитета по КСО и устойчивому развитию ТПП Ростовской области. — Это направление становится все более востребованным: корпоративное волонтёрство создает условия, способствующие решению экологических и социальных вопросов территорий. Так, уже пять лет в Краснодарском крае и Ростовской области ведёт свою деятельность Южный региональный совет по корпоративному волонтёрству (ЮРСКВ). За эти годы Совет объединил более 25 компаний и организаций, а в проведенных акциях приняли участие более 1500 волонтеров. В основном это мероприятия экологической и социальной направленности. В проектах регулярно участвует большое число сотрудников компаний — членов Совета, что становится важным итогом этой работы. За годы своего существования Совет стал реальной эффективной платформой для взаимодействия и обмена лучшими практиками между бизнесом, властью и обществом. Уже в этом году более 120 корпоративных волонтёров компаний-членов Совета приняли участие в экологических мероприятиях в Сочи и Ростове-на-Дону, внеся свою лепту в озеленение и благоустройство региона, где мы живём и работаем».
«В одном из предыдущих выступлений заявлялось, что самое слабое место южных городов — экология, — сказал Крашенников. — Между тем она играет ключевую роль в выборе человеком места для жизни. А состояние экологии в крупных городах связано в первую очередь с работой системы ЖКХ, в частности, со сбросами сточных вод и ливневыми сетями. Правовой механизм включения бизнеса в решение этих вопросов — концессия. Но практика показывает, что даже при заключении концессионных соглашений и передаче бизнесу в управление сетей и водоканалов качество услуг зачастую снижается, а население недовольно. Есть такие примеры и в Ростовской области. Это влияет не только на экологию, но и на экономику: инфраструктура — база для реализации инвестиционных проектов. Если мы столкнёмся с нехваткой мощностей, то не сможем строить новые заводы, торговые центры и так далее, почти отсутствует практика реализации концессионных соглашений ливневых сетей, а ведь с ливневыми сетями есть проблемы, которые решаются с недостаточной эффективностью».
Бизнес, будучи нацелен на получение прибыли, может решать инфраструктурные вопросы быстрее и качественнее, чем государственные и муниципальные структуры. Евгений Крашенников предложил включить опыт успешной реализации концессионных соглашений, направленных на развитие инфраструктуры, в число критериев оценки эффективности развития городов. ф