Минпромторг РФ в рамках Международной промышленной выставки Иннопром-2018 представил новую стратегию работы в области экологической безопасности. Федеральный центр принял решение сместить акценты в части промышленной экологии — предприятиям обещают поддержку в случае активного вовлечения в производство отработанных ресурсов.
От захоронения к переработке
Одна из основных экологических проблем России — «наследие» советских лет. Гектары, на которых расположены шламовые поля промышленных предприятий, экологи исчисляют миллионами. Несколько десятков лет назад работа с этими отходами считалась бесперспективной, но с истощением ресурсной базы хвостохранилища горнодобывающих и металлургических предприятий получили статус техногенных месторождений. Однако инвесторы пока не спешат вкладываться в развитие технологий, которые позволили бы получать из отходов продукцию с высокой добавленной стоимостью.
— Сейчас вторичные материальные ресурсы практически не востребованы, приоритетом остается освоение недр, что ведет к захоронению отходов. Мы считаем, что на первом месте должно быть максимальное использование вторичного сырья. В начале этого года правительство поддержало наш подход, утвердило стратегию, — заявил глава департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Павел Серватинский.
В приоритетных задачах Минпромторга — работа с машиностроительными предприятиями, которые могли бы наладить выпуск современного оборудования для переработки промышленных и твердых коммунальных отходов. Также чиновники готовы стимулировать вовлечение в оборот отходов производства. Крупные металлургические предприятия уже начали освоение шламовых полей, доставшихся им от ликвидированных заводов. «СУМЗ (Среднеуральский медеплавильный завод, входит в УГМК. — Ред.) образует примерно 500 тыс. тонн металлургических шлаков в год. Их полностью перерабатывают. Плюс к этому вовлекают в оборот старые шлаки, которые лежат с советских времен», — привел пример министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов.
СУМЗ за последние десять лет переработал около четверти техногенного месторождения металлургических шлаков, накопленных за 78 лет работы предприятия. По словам главного эколога предприятия Марины Сычёвой, обогатительная фабрика ежегодно производит при переработке свыше 60 тыс. тонн медного концентрата и строительные пески, которые используют на цементных заводах.
Не для себя
По словам вице-президента по экологической и промышленной безопасности Русской медной компании Наталии Гончар, экологическое благополучие предприятий и территории, на которой оно работает, в первую очередь зависит от действий собственников и менеджмента. «Внедряя новые экологические технологии, мы увеличиваем производство, наращиваем собственные мощности. Так, на Карабашмеди мы увеличили производство и при этом, внедряя современные технологии очистки, сократили выбросы в 20 раз, — подчеркнула Гончар. — Помимо этого, все наши экологические мероприятия учитываются при определении ставки льготного кредитования».
Карабашмедь сегодня работает в рамках четырехстороннего соглашения, подписанного с властями Челябинской области, Минприроды РФ и Росприроднадзором. Кроме инвестиций в экологические проекты самого завода, медеплавильщики одними из первых в России взяли на себя рекультивацию шламохранилища, созданного еще во время работы Карабашского медеплавильного комбината. Проект прошел федеральную экологическую экспертизу. В текущем году РМК начала технический этап рекультивации. В 2019-м на месте бывшего хвостохранилища появится благоустроенный сквер. Сейчас РМК готовит еще один «благотворительный» экологический проект по реабилитации и ликвидации объектов накопленного в советские годы ущерба.
Общая площадь земель в Карабашском городском округе, подлежащих восстановлению, — 323 гектара. РМК профинансирует инженерно-изыскательские и проектные работы по рекультивации двух хвостохранилищ бывшей обогатительной фабрики общей площадью 78 гектаров. Также работы будут проводить в районе поймы реки Сак-Элга вблизи Карабаша. Предполагается, что сама рекультивация будет выполнена с привлечением бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы «Чистая страна». Регион уже инициировал внесение указанных участков в федеральный реестр объектов накопленного экологического вреда. Срок реализации программы восстановления природы Карабаша рассчитан на пять лет. Объем финансовых вливаний называют на уровне 1 — 1,5 млрд рублей.
— Мы планируем, что территория будет выравниваться, покрываться водонепроницаемым экраном. Почву покроют потенциально плодородным слоем, засеют травой и кустарником. Наша задача — помочь природе, чтобы она дальше сама себя восстанавливала, — пояснила Наталия Гончар.
Самые грязные
Несмотря на экологические проекты промышленников, по итогам первого квартала 2018 года Челябинская и Свердловская области все же вновь заняли последние 84 и 85 места в экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации. Мониторинг проводила экологическая организация «Зеленый патруль», получившая для данной работы грант президента России на развитие гражданского общества. Директор природоохранных программ «Зеленого патруля» Роман Пукалов подчеркнул, что рейтинг оценивает показатели по уровню выбросов в окружающую среду в регионе, экологическую активность населения и реальные вложения предприятий в природоохранные мероприятия.
— В этих регионах сосредоточено большое количество старых промышленных предприятий, которые были построены по технологиям, не учитывающим колоссальный ущерб окружающей среде. Объемы выбросов загрязняющих веществ здесь очень велики, — обрисовал ситуацию Роман Пукалов. — Не могу не отметить, что промышленники стали вкладывать немалые средства в модернизацию предприятий, но этого все равно не достаточно.
В министерстве экологии Челябинской области заявили, что одним из самых проблемных остается состояние атмосферного воздуха в столице Южного Урала и ее окрестностях. Помимо выбросов от автомобилей, городской свалки в центре города и эндогенных пожаров на Коркинском угольном разрезе большое влияние на воздух оказывают крупные промпредприятия, расположенные в черте Челябинска. Ежегодно стационарные источники заводов выбрасывают в атмосферу 144 тыс. тонн отходов.
— ЧЭМК, Челябинская ТЭЦ и «Мечел-Кокс» — наши реальные загрязнители.
С ними проводили разъяснительную работу, выдавали представления. Никто не понял. Сейчас идут совместные работы с Росприроднадзором и силовиками по этим основным загрязнителям. Возбуждено два уголовных дела, — рассказал министр экологии Челябинской области Сергей Лихачев.
Полицейские и природоохранные структуры вынуждены были пойти на крайние меры, чтобы сравнить реальные объемы выбросов загрязняющих веществ с теми цифрами, которые промышленники подают для расчета негативного воздействия на окружающую среду. «Предприятия выдают нам данные своих лабораторий. Мы решили проверить достоверность, так как фактические цифры с их отчетами не сходятся. Сейчас анализируем документы. Расхождения большие, разница с отчетами на 3 — 5 ПДК (предельно допустимая концентрация веществ)», — заявил в эфире радио «Вести ФМ» Сергей Лихачев.
Все же в настоящее время даже названные предприятия пошли на диалог с властями. «Мечел» анонсировал проведение экологического аудита, на основе которого будет разработана инвестпрограмма до 2025 года. Объем планируемых вложений — 1,1 млрд рублей.
Бесплатная энергия
Экология находится в двух сферах влияния — публичной и частной. И если частный бизнес вкладывается в природоохранные мероприятия и модернизацию производств, заключает соглашения с регионом, то в муниципальные активы нет крупных финансовых вливаний, и такая ситуация не только в Свердловской области, подчеркнул Алексей Кузнецов. Больше всего вопросов к работе очистных сооружений, которые вывозят на иловые поля тонны опасных для экологии осадков.
Все же первые шаги есть и в решении этой проблемы. Екатеринбургский МУП «Водоканал» завершил реализацию проекта по модернизации Северной аэрационной станции, которая обезвреживает 15% сточных вод города. Вложив более миллиарда рублей, предприятие построило в Екатеринбурге систему сбраживания иловых остатков. Вырабатываемым метаном здесь планируют отапливать помещения станции, а также за счет когенерационной установки, работающей на газе, получать около 1 МВт электроэнергии в сутки. Директор МУПа Евгений Буженинов отметил, что технология позволит Водоканалу ежегодно экономить около 30 млн рублей на энергоресурсах.
Параллельно МУП начал реализацию нового проекта, который позволит полностью избавиться от кека с очистных. «Водоканал» обратился в Законодательное собрание Свердловской области с просьбой заложить в бюджет региона на 2019 год субсидию на строительство цеха по сушке иловых отложений на Южной аэрационной станции Екатеринбурга. Планируется, что сюда будут свозить отходы с очистных всех близлежащих городов. Общая стоимость реализации проекта — 600 млн рублей. Депутаты предварительно одобрили выделение 300 миллионов, остальное — собственные средства предприятия.
С вводом цеха предприятие сможет получить от ранее невостребованных отходов дополнительный доход. При сушке МУП получит гранулированное биотопливо низкого 5 класса опасности, сопоставимое по калорийности с бурым углем. Покупать его могут цементные заводы. Предприятие избавится от обязанности создавать иловые поля для размещения отходов. «Водоканал» рассчитывает экономить ежегодно до 150 млн рублей за счет упразднения статьи расходов на оплату негативного воздействия на окружающую среду, транспортировку отходов и содержание шламовых полей. Удастся ли ему получить доход от продажи биотоплива, вопрос открытый. «Чтобы сегодня цементному заводу использовать твердое вторичное топливо, ему нужно пройти полный круг согласования, как мусоросжигательному заводу. Это ни одному инвестору не будет интересно с точки зрения нормативного применения», — обрисовал ситуацию Павел Серватинский. Чтобы обойти это узкое место в законодательстве, Минпромторг РФ предложил вывести вторичные ресурсы из-под действия 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».