Приемная кампания-2020 в соответствии с рекомендациями Миннауки и высшего образования будет проходить в дистанционном формате. Абитуриенты смогут подавать документы в вузы с 20 июня, сразу после получения аттестатов, независимо от даты ЕГЭ. «У многих вузов разработаны соответствующие информационные сервисы, которые позволяют через личный кабинет с соблюдением всех требований закона о персональных данных подать заявление и далее предоставить информацию об аттестате. Те, у кого нет подключения к интернету, смогут направить документы по почте, — рассказал федеральным телеканалам глава ведомства Валерий Фальков. — Все в онлайн перевести невозможно. С улучшением эпидемиологической ситуации и соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора будет организована очная сдача экзаменов. Творческие вузы сами примут решение, в каком формате и когда проводить экзамены». Как и раньше, есть возможность подать документы в пять вузов, в каждом — на три специальности по выбору.
Как сообщили в министерстве, до сдачи ЕГЭ приемные комиссии будут работать с заявлениями, аттестатами и фотографиями, а как только баллы госэкзамена будут внесены в базу, останется провести рейтингование и зачисление. Некоторые вузы запустили приемную кампанию в онлайне еще в прошлом году. Например, Тольяттинский госуниверситет таким образом зачислил 4 тыс. человек из 81 региона и 15 стран зарубежья. А в ННГУ им. Лобачевского онлайн-прием был доступен только для иностранных абитуриентов.
«Университеты не будут зачислять абитуриентов, пока все желающие не сдадут ЕГЭ. На совещании, которое провел президент Владимир Путин, было решено, что ЕГЭ начнется 29 июня. Это значит, что до конца июля абитуриенты будут сдавать экзамен, — подчеркивают в Минобрнауки. — Если в связи с пандемией или по другим причинам выпускники не смогут сдать ЕГЭ в основные сроки проведения, тогда будут задействованы резервные дни в августе. Только после этого будет проводиться зачисление в вузы. Оно пройдет в сжатые сроки, но порядок останется тем же. Первым приказом зачисляются те, кто имеет льготы, квоты и т.д. Далее — приказ, зачисляющий абитуриентов на 80% бюджетных мест. И последний приказ — зачисление на оставшиеся 20% мест. Таким образом, зачисление в вузы должно состояться в конце августа».
«Э-У» попросил проанализировать особенности приемной кампании 2020 года и перспективы «цифровой революции» в образовании ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова.
— Виктор Анатольевич, работа приемной комиссии будет полностью переведена в дистанционный формат?
— Да. Все документы нужно будет подавать через личный кабинет абитуриента priem.urfu.ru или через портал госуслуг. Помощники-консультанты в этот раз не смогут водить абитуриентов за руку по зданию университета, а будут консультировать в удаленном режиме. Что касается сроков творческих испытаний, которые предусмотрены для поступающих на архитектуру и дизайн, журналистику,
медиакоммуникации, телевидение, они будут зависеть от сроков сдачи ЕГЭ. Процесс испытаний будет скорректирован с учетом особенностей их проведения в дистанционном формате.
Начало приемной кампании в УрФУ остается неизменным — 17 июня. Конкретные даты окончания приема документов и проведения вступительных испытаний зависят от сроков проведения и проверки ЕГЭ. Если потребуется, начало учебного года для первокурсников будет сдвинуто на несколько дней до момента, пока все абитуриенты не будут зачислены.
Капитал будущего
— Повлияет ли пандемия на выбор профессий? По экспертным оценкам, фокус при выборе будущей специализации сдвинулся в сторону естественнонаучных дисциплин и прикладных исследований.
— В лидерах — гуманитарные и экономические направления. За последние годы возрос интерес к ИT-сфере, расширен перечень направлений, на которые нужно сдавать информатику. Интересны направления, появившиеся за последние несколько лет: программная инженерия, медицинская химия, медицинская физика, наноинженерия, медиакоммуникации. В этом году открываем образовательные программы по психологии служебной деятельности, судебной экспертизе, педагогике, телевидению и новым медиа. Кроме того, развиваем важное направление, связанное с фундаментальной медициной, уже реализуется программа по медицинским биофизике и биохимии. Запускаем программу медицинской кибернетики, поскольку именно в области медицины ярко заметна необходимость в развитии новых технологий, и это востребовано абитуриентами.
— Средний балл ЕГЭ поступающих, география приема меняются?
— В 2019 году средний балл вырос почти на два пункта по сравнению с 2018-м и составил 77,4. А география существенно расширилась: если 7 — 10 лет назад поступающие были в основном из Уральского федерального округа, то теперь все больше абитуриентов приезжают из Пермского края, Башкирии, Удмуртии. Есть поступающие из Краснодарского края, Архангельской области, Камчатки, Владивостока и других удаленных от Екатеринбурга территорий.
— По количеству бюджетных мест университет занимает лидирующие позиции в стране. Это накладывает обязательства по подготовке кадров, востребованных экономикой.
— В этом году у нас 6380 мест для приема на первый курс на все направления — в бакалавриат, специалитет и магистратуру. Также планируем набрать 5 тыс. первокурсников на контрактной основе. Кроме того, ждем в магистратуру выпускников бакалавриата самых разных университетов. Активно развивается аспирантура — создано более 20 диссертационных советов. Мы имеем право — и этим правом активно пользуемся — присваивать собственные ученые степени.
Государство, общество, работодатели предъявляют повышенные требования к университету. Они требуют прямо сейчас дать им тех выпускников, которые будут востребованы, тех выпускников, которые сразу после получения диплома смогут «встать к станку», возглавить и реализовать проект, смогут с первого дня добиваться карьерного роста. Я имею здесь в виду и ожидания семей, домохозяйств.
И студентам хочется как можно быстрее получить образование, найти высокооплачиваемую и престижную работу. Поэтому во все кризисные моменты очень важным было и остается вложение в свое образование, для родителей — в образование детей. Это капитал будущего.
Максимум на стрессе
— Согласно приказу Минобрнауки, с 1 июня до окончания действия ограничительных мер в каждом конкретном регионе процесс обучения и аттестации в вузах реализуется в дистанционном формате. Как вы оцениваете готовность университета к дистанционному образованию? Техническую готовность, готовность преподавателей и студентов к работе в онлайн-режиме?
— УрФУ быстро перешел на формат дистанционного обучения. Потребовалась неделя, чтобы перестроить все учебные графики. Мы сделали это поэтапно — в первую неделю перевели очно-заочное обучение и значительную часть иностранных студентов, начиная со второй недели — полностью перешли на дистанционный формат. Университет активно развивал дистанционные технологии и в этом году планировал переводить на них 20% всего образовательного процесса. Но жизнь заставила нас сделать это на 100%. Естественно, не все были к этому готовы, это огромный стресс, который потребовал в сжатых временных рамках познакомиться с особенностями дистанционного образования и получить необходимые навыки. Преподаватели с честью выдержали это испытание, смогли перестроиться и обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме.
— По данным ВЦИОМ, 72% студентов удовлетворены тем, как организовано дистанционное образование в их вузе. А более половины студентов оценили уровень преподавания в дистанционном формате как высокий.
— Дистанционный формат позволяет ребятам не только в полном объеме получать необходимые знания, но и дает дополнительные, во многом уникальные возможности. Если студент хочет провести ревизию компетенций и взять максимум от обучения в университете, то сейчас перед ним открыты все возможности. Сейчас время для максимальной системной «прокачки» себя. Преподаватели и студенты оказались в новой образовательной реальности, в которой можно и нужно по-новому выстраивать стратегию получения знаний, максимально задействовав множество техник и инструментов, предлагаемых электронными ресурсами и интернет-средой. Важно и то, что большинство образовательных платформ сделали доступ к курсам бесплатным. Все это также работает на приращение знаний и опыта.
В УрФУ работает система управления учебным процессом Moodle, где выкладываются курсы преподавателей и через которую организуются взаимодействие и учет учебного времени. Конечно, мы используем все современные технологические системы — Zoom, Microsoft Teams. Закуплены соответствующие лицензии. Все они предоставлены в пользование преподавателям. Раньше у нас действовала система Гиперметод, и мы объединили ее с новыми инструментами. Кроме того, для проведения различных экзаменационных мероприятий и аттестации используем объединенную систему Экзамус и Ростелекома, что позволяет обеспечивать прокторинг — идентификацию студентов, а также наблюдение и контроль в ходе дистанционных экзаменов.
Сейчас через нашу систему управления учебным процессом выложено более 3 тыс. различных курсов от преподавателей УрФУ. Вуз активно работает в онлайне. Например, на платформе открытого образования Openedu.ru размещены 52 курса УрФУ. Кроме того, наши курсы есть в системе Coursera. Большинство из них мы открыли не только для студентов УрФУ, но и для учащихся других вузов.
Дистанционный формат обучения позволяет интенсивно привлекать иностранных студентов. Часть образовательного контента будет реализована через онлайн-курсы и доступ к уникальным ресурсам университета из любой точки мира. Таким образом, ситуация с коронавирусом, с одной стороны, вгоняет нас в стресс, а с другой — позволяет испытать и по максимуму использовать технологии, которые мы постепенно внедряем на протяжении целого ряда лет.
— Как меняются взаимоотношения преподавателей и студентов?
— Преподавателям за короткое время пришлось полностью перейти на дистант, освоить незнакомые или малознакомые технологии, которыми они раньше не пользовались. Кроме того, резко возросла интенсивность труда преподавателей. Фактически дистант — это индивидуальная работа преподавателя и студента. Даже потоковые лекции предполагают постоянное живое общение. Конечно, все это дается непросто. Студентам тоже пришлось перестроиться. Ну, и, наверное, главная проблема сводится к отсутствию живого контакта между преподавателем и студентом, учащихся друг с другом. Коммуникация по-настоящему эффективна, если она не полностью осуществляется в дистанционном режиме. Опыт реализации онлайн-курсов показал, что самые большие результаты достигаются, когда применяется смешанная форма обучения: часть в онлайне, а другая — через живое общение с преподавателем. Сейчас мы все с нетерпением ждем, когда закончится эта кризисная ситуация и можно будет вернуться к привычному режиму работы.
Площадка для социализации
— Что останется на вооружении после возвращения в офлайн?
— Многое останется. Мы до 40% планировали увеличивать объем учебной нагрузки, который осуществляется дистанционно. Это не только общение с преподавателями в онлайн-режиме, но и самостоятельная работа студентов, использование электронных ресурсов, которые есть в вузе. Конечно, мы не будем переводить в дистанционный формат большую часть образовательного процесса. Все-таки университет — это площадка для социализации, передачи живого опыта, но использовать дистант все равно нужно, чтобы это было удобно студентам и преподавателям.
— COVID-19 форсировал переход в цифру. Как пандемия скорректировала планы вуза по цифровому развитию?
— Мы начали этот процесс несколько лет назад, став одним из основателей ключевой образовательной онлайн-платформы Оpenedu.ru. Активно внедряем онлайн-инструменты при управлении образовательным процессом, которые позволяют взаимодействовать с преподавателями и студентами, предоставлять студентам огромные возможности для доступа к электронным ресурсам университета. Это не только онлайн-курсы, но и электронные учебники, различные образовательные модули, которые они могут присоединять к своему портфолио.
Преподаватели УрФУ получают дополнительные компетенции для работы со студентами в условиях дистанционного обучения — сделать это можно на специальных вебинарах. Мы также организовали курсы дополнительного профессионального образования по цифровым инструментам. В итоге преподаватели не только решают текущие оперативные задачи, но и создают собственные электронные образовательные ресурсы.
Но при этом я всегда говорил, что никогда онлайн-обучение не заменит все остальные формы. Онлайн — один из элементов учебного процесса. Любые онлайн-курсы требуют сопровождения со стороны тьюторов, тех преподавателей, которые будут студентам ставить задачи, ориентировать, помогать готовиться к тестовым и контрольным заданиям. И самое главное — никто и ничто не заменит живого общения преподавателя и студента. Безусловно, онлайн — важный элемент, но не единственный и далеко не исчерпывающий.
— Какие процессы и направления нуждаются в ускоренной цифровизации?
— В конце ноября вуз победил в конкурсе Минобрнауки на внедрение модели цифрового университета и создание международного научно-методического центра для распространения лучших практик подготовки кадров в области математики, информатики и технологий. На эти проекты университет за три года получит 647 млн рублей. В их реализации активно помогает Наблюдательный совет университета под председательством президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрия Пумпянского. Программа цифровой модели предполагает не только цифровую трансформацию УрФУ, но и последующее распространение модели этой деятельности на другие вузы. Это заслуженная победа, за ней стоит большая работа коллектива и хорошо подготовленная заявка. На данный момент УрФУ — единственный российский вуз, прошедший аккредитацию всех образовательных программ, включая онлайн-курсы. Кроме того, мы обладаем широкими компетенциями, от математики до подготовки «железа». Победы в конкурсах значимы как для вуза, так и региона в целом.
С одной стороны, это подтверждение высокого уровня цифровизации университета. С другой — безусловно, это аванс. Его нужно оправдать созданием комфортной цифровой среды для студентов, преподавателей и сотрудников, разработкой и апробацией инновационных элементов модели цифрового университета, которые в итоге помогут вузу стать более привлекательным для тех, кто в нем учится и работает, и более конкурентоспособным в современной цифровой экономике. Наша задача, в том числе в рамках концепции модели «Цифрового университета», — создать единую цифровую платформу, которую мы с удовольствием предлагаем другим университетам.
Все это поможет нам в реализации еще одного амбициозного проекта — научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы». Центр объединит потенциалы образовательных и научных организаций и организаций реального сектора экономики Свердловской, Челябинской и Курганской областей в проведении прикладных научных исследований и разработок мирового уровня, получении конкурентоспособных технологий и продуктов и их последующей коммерциализации, а также подготовке кадров для решения научно-технологических задач.