В конце июня сразу пять банков анонсировали повышение ставок по продуктам для сбережений. Так сектор реагирует на ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ. Можно ли говорить о постепенном восстановления доли срочных обязательств в структуре фондирования российской банковской системы? Этот вопрос мы адресовали участникам круглого стола «Банковский рынок Урала и Западной Сибири: второй год пандемии», организованного журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» на площадке Института экономики и управления Уральского федерального университета.
Сберегать или тратить
Изменение структуры банковского фондирования — результат падения процентных ставок по вкладам. По расчетам аналитиков агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), на начало 2020 года вклады населения составляли 48% клиентских средств в банковской системе, к началу 2021 года их доля уменьшилась до 44%, на 1 мая — до 42%. При этом доля средств на текущих и расчетных счетах выросла с 28% до 33%. «Из-за существенного падения ставок россияне не спешили пролонгировать вклады, они выбирали вместо этого крупные покупки (квартиру или автомобиль), хранение денег на текущих счетах или вне банковской системы, например, перекладывая средства в валюту или ценные бумаги», — находят объяснение эксперты НКР.
Анализируя статистику, агентство выдвигает гипотезу о возможной смене тренда. Эксперты видят для этого три причины. Во-первых, повышается доходность вкладов. Во-вторых, завершение программы льготной ипотеки в крупнейших регионах и рост ставок ипотечного кредитования могут несколько ослабить спрос на недвижимость и вернуть часть средств с текущих счетов на депозиты. В-третьих, стабилизация экономической ситуации и санитарно-эпидемиологической обстановки подтолкнет часть вкладчиков к переходу от защитной стратегии к консервативному долгосрочному накоплению.
Участники нашей дискуссии сдержанно оценивают перспективы резкого разворота сберегательных стратегий граждан. «Разворот тренда в сторону срочных вкладов возможен, на наш взгляд, при двух обстоятельствах: подъеме процентных ставок по депозитам вследствие роста ключевой ставки ЦБ РФ, а также возобновлении у потребителей сберегательного поведения — стремления копить, а не тратить», — считает директор по управлению розничными продажами в сети Урало-Сибирского макрорегиона банка Уралсиб Марьяна Болгасова.
— Тренд роста средств на накопительных счетах останется до конца этого года, — говорит управляющая филиалом Альфа-Банка в Екатеринбурге Елена Разумовская. — Этот инструмент подходит клиентам с консервативным уровнем риска. Мы не видим оснований и для массового выхода физических лиц из ценных бумаг, которые дают бо?льшую доходность.
Очевидно, что изменения сберегательных стратегий граждан стоит ждать чуть позже, поэтому банки поднимают ставки по накопительным счетам. По словам Елены Разумовской, Альфа-Банк уже пересмотрел продуктовую линейку: «У нас сейчас самая высокая ставка на рынке по накопительным счетам, она доходит до 7% годовых».
Обновленный драйвер
Изменение денежно-кредитной политики Банка России внесло коррективы и в планы банков по наращиванию кредитных портфелей. В связи с ростом ставки и изменением параметров государственной программы льготной ипотеки, очевидно, сбавит темп сегмент жилищного кредитования, который уже полтора года держит знамя локомотива банковской розницы.
Бурные споры о стимулировании рынка жилищного строительства, продолжавшиеся всю весну, завершились в итоге компромиссным решением. В начале июня льготная ипотека была продлена для всех регионов, но ее условия изменены, предельная сумма кредита снижена до 3 млн рублей, а ставка повышена с 6,5% до 7%. По программе «Семейная ипотека» ставка не изменилась и составляет 6%, при этом кредит по этой программе смогут получить даже семьи с одним ребенком, родившимся после 1 января 2018 года (раньше программа была доступна для семей с двумя детьми), предельная сумма для Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья и Ленинградской области составляет 12 млн рублей, для всех остальных территорий — 6 млн рублей.
По состоянию на 1 июня, объем срочных депозитов в кредитных организациях Урала сократился на 12%, при том что в целом средства населения увеличились на 8%
Из-за изменения параметров программы, по прогнозным оценкам, динамика выдач второго полугодия будет как минимум на треть меньше первых шести месяцев. Однако хорошая статистика первого полугодия повлияет на годовой результат развития сегмента. По данным Банка России, за шесть месяцев банки выдали 2,7 трлн рублей ипотечных кредитов, а это на 70% больше аналогичного периода прошлого года.
— В нашем банке за первое полугодие 2021 года объем выдач ипотечных кредитов на 68% больше по отношению к первому полугодию прошлого года, — подтверждает и.о. заместителя управляющего по розничному бизнесу филиала банка «Открытие» в Екатеринбурге Екатерина Батурина.
По словам Елены Разумовской, Альфа-Банк показал рост выдачи ипотеки на уровне 80% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Спрос в рамках обновленной программы снизится, но это коснется главным образом Москвы и Санкт-Петербурга, на долю этих регионов приходится треть кредитов со средним чеком выше 3 млн
рублей в новых выдачах. В остальных регионах часть граждан все же воспользуются возможностью приобрести жилье по госпрограмме под более низкий процент, чем в целом на рынке. Есть основания и для роста спроса на семейную ипотеку.
По словам Марьяны Болгасовой, в ипотечном сегменте банк Уралсиб по итогам года прогнозирует рост портфеля на 17%. При этом за прошедшие пять месяцев текущего года портфель уже увеличился почти на 11%. Расти рынку ипотеки быстрее не позволит специфика жилищного строительства. Елена Разумовская считает главным ограничителем спроса увеличение себестоимости строительства, что приведет к подъему цен на жилье: «На рынке в последнее время существенно подорожали строительные материалы и металл».
Сегмент потребительского кредитования на изменение денежно-кредитной политики реагирует в меньшей степени, поскольку банки устанавливают ставки исходя из внутренних соображений маржинальности. Директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка, руководитель образовательной программы магистратуры «Финансы в цифровой экономике» Института экономики и управления УрФУ
Алексей Луценко видит в связи с этим вероятность реализации риска процентных ножниц, за которым банкам придется следить очень тщательно: «Пока существенного движения ставок на рынке по кредитам физлицам мы не видим, и СКБ-банк не пересматривает продуктовую линейку».
Жизнь впрок
Кредитование бизнеса в отличие от предыдущих периодов экономичного спада также демонстрирует рост. Отчасти это связано с реализацией госпрограмм: за первое полугодие 2021 года в рамках «Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса» Корпорации МСП объем финансирования вырос в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 33 млрд рублей. Впрочем, как показала дискуссия, есть спрос и на продукты на рыночных условиях.
Председатель правления банка «Кетовский» Евгений Кафеев связывает оживление деловой активности с участием бизнеса в реализации государственных контрактов:
— Достаточно большие средства выделяются на строительство дорожной инфраструктуры, мы хорошо это видим в Курганской и Тюменской областях. Клиенты, которые выигрывают государственные контракты, пользуются нашими гарантийными продуктами.
Вторая немалая группа клиентов, по наблюдениям Евгения Кафеева, — устойчивые предприятия, которые сегодня берут кредиты для формирования запасов:
— Раньше такие компании предпочитали работать на своих оборотных средствах, и им хватало, потому что был стабильный график загрузки мощностей. Сегодня они изменили политику, стараются взять кредит и закупить строительные материалы впрок, потому что на них поднимаются цены, да и ставки по кредитам повышаются вслед за ключевой. За счет этого объемы выдач кредитов региональному бизнесу в нашем банке растут ежемесячно темпами в 15%.
По мнению начальника отдела сопровождения корпоративного бизнеса Банка Авангард Натальи Истоминой, есть все основания для сохранения спроса на ресурсы со стороны бизнеса в дальнейшем, но банки будут придерживаться сдержанного подхода: «Взрывного роста кредитного портфеля в сегменте МСП ждать не стоит».
В условиях неопределенности предприятиям важно иметь возможность получить кредит быстро, поэтому мобильность становится основной конкурентной составляющей продуктов для малого и среднего бизнеса. В поисках ответа на этот вызов банки все больше опираются на технологии.
— Мы изменили процессы кредитования, сделали их более быстрыми, ввели тотальный скоринг, тотальный оффер. Если раньше мы направляли предодобренные предложения только действующим клиентам, то сейчас технологии позволяют рассчитать лимит и потенциальным клиентам, — приводит пример Елена Разумовская.
В кризисы банки обычно ужесточают условия, а потом долго держат жесткие параметры оценки риска, опасаясь роста просрочки. На этот раз возвращение к стандартным условиям идет намного быстрее. Это связано с тем, что общее положение бизнеса ухудшается не так резко, как в предыдущие кризисы. Об этом говорит статистика банкротств: в этот кризис всплеска банкротных дел не произошло (см. «Как защитить кредитные риски», с. 28). Так, по словам Марьяны Болгасовой, банк Уралсиб во втором квартале 2021 года пересмотрел продуктовую линейку для МСБ:
— При рассмотрении заявок на экспресс-гарантии смягчены требования к перечню документов, заявку до 3 млн рублей можно подать только по паспорту руководителя компании или индивидуального предпринимателя, в упрощенных продуктах под залог недвижимости расширен перечень принимаемого в залог имущества, увеличена максимальная сумма в рамках продукта. Кроме того, мы ввели более лояльные требования к обеспечению по инвестиционным и оборотным кредитным продуктам. В ближайшей перспективе планируем продолжить мероприятия по улучшению условий кредитования клиентов из сегмента МСБ.
По наблюдениям заместителя управляющего по малому и среднему бизнесу екатеринбургского офиса банка «Открытие» Татьяны Парвадовой, меняется и характер запроса на кредитные ресурсы:
— В предыдущие пару лет выдачи кредитов были в основном направлены на цели рефинансирования или на пополнение оборотных средств. С этого года самые оптимистичные наши предприниматели запускают инвестиционные проекты. Это означает, что мы сможем оказать поддержку бизнесу. На мой взгляд, этот тренд будет сохраняться, несмотря на рост ключевой ставки.
Одна точка входа
Конкуренция на рынке ужесточается, и банки, стремясь удержать клиентов, пытаются стать точкой входа для решения разнообразных задач. Такую возможность дают экосистемы.
По мнению Алексея Луценко, экосистемы позволяют закрывать больше потребностей клиентов, в их рамках банк превращается в своего рода помощника. Сейчас это убеждение разделяют уже большинство участников рынка, появляются платформы, предоставляющие разнообразные сервисы для компаний и граждан. При этом каждый банк придерживается своей стратегии. Группа СКБ-банка, к примеру, по словам Алексея
Луценко, намерена сконцентрироваться на создании сервисов для предпринимателей на платформе «Делобанк»:
— Мы видим, что у предпринимателей гораздо больше потребностей в дополнительных сервисах, чем у физических лиц, им требуются для ведения бизнеса не только банковские услуги. Если мы предлагаем клиенту закрыть эти потребности в рамках экосистемы, то получаем лояльность к бренду. При этом мы приняли решение, что в рамках экосистемы не будем заниматься непрофильным бизнесом, основной набор сервисов строится вокруг наших базовых компетенций (сопровождение расчетного счета, эквайринг, зарплатный проект), а сопутствующие услуги (проверка контрагентов, облачная бухгалтерия, обслуживание онлайн-касс) реализуются с привлечением партнеров. Все эти сервисы выстраиваются под брендом «Делобанка» и клиент не ощущает, что выходит из экосистемы, когда пользуется услугами наших партнеров.
Альфа-Банк в этом направлении демонстрирует свой подход. Елена Разумовская:
— Мы долго размышляли на эту тему и пришли к выводу, что мы прежде всего банк. У нас, безусловно, есть партнеры, которые помогают нашим клиентам, это компании «АльфаСтрахование», X5 Retail, «Билайн». У консорциума Альфа-групп суммарно порядка 80 млн клиентов. И мы будем развиваться внутри группы в формате сотрудничества. Наши партнеры лучше нас знают свое дело, а если их встроить в систему банка, то эффективность будет снижена.
Между тем эффективность становится фактором конкурентоспособности банковского бизнеса, а эту задачу решают технологии. Последние два года технологичность банков существенно выросла за счет запуска системы быстрых платежей (СБП). По мнению Алексея Луценко, проект будет развиваться в двух направлениях:
— В течение этого года мы увидим уверенное наращивание клиентской базы и объемов операций в рамках уже запущенных проектов СБП. Перевод по номеру телефона между физическими лицами разных банков уже стал федеральным стандартом. Следующий этап — организация С2B платежей. Мы ожидаем подключения крупнейших банков к возможности оплаты по QR-кодам через СБП. Банк России анонсировал запуск программы компенсации эквайринговой комиссии клиентам банков, что будет стимулировать торговые организации предлагать покупателям расплачиваться по QR-коду. Я думаю, это сильно подстегнет рынок, новая технологичная модель расчетов получит распространение. А она существенно дешевле, чем классический эквайринг, при ее применении действуют регулируемые Банком России тарифы, они составляют не более 0,7% от оборота для большинства предпринимателей, а для некоторых категорий — 0,4%. Все это позволит предпринимателям существенно снизить издержки и увеличить объемы безналичных операций.
Цифровизация — основной драйвер изменений
Популярность ипотеки и вкладных продуктов будет расти, считает управляющий ВТБ в Свердловской области Алексей Долгов
— Каких изменений можно ожидать во втором полугодии на банковском рынке?
— Мы прогнозируем рост привлекательности классической линейки вкладов. Это может стать следствием увеличения доходности депозитов, которая в свою очередь увязана с повышением ключевой ставки. Кроме того, скажется элемент сезонности. В осенний и зимний период сберегательная активность граждан, как правило, повышается. Поэтому мы рассчитываем на рост привлеченных средств населения. При этом сохраняется тренд на востребованность инвестиционных инструментов. В банке ВТБ на инвестпродукты приходится уже порядка 43% всего объема розничного портфеля привлеченных ресурсов на Среднем Урале.
— Как повлияет новая программа льготной ипотеки на рынок жилищного кредитования?
— В целом на российском рынке по итогам первого полугодия выдано ипотеки на сумму 2,7 трлн рублей, это рекордный показатель. По обновленной программе максимальная сумма кредита составляет 3 млн рублей. По нашей статистике, средняя сумма ипотеки от ВТБ в Свердловской области не превышает 2 млн 900 тыс. рублей. Значительно расширились возможности улучшить жилищные условия для семей с детьми. В рамках обновленной программы семейной ипотеки ВТБ уже провел первую в регионе сделку — кредит сроком на десять лет получила семья с ребенком для приобретения квартиры в строящемся жилом комплексе в Екатеринбурге. Даже без применения госпрограмм и специальных акций от застройщиков ставки жилищных кредитов сегодня находятся на привлекательном для клиентов уровне. С учетом всех этих факторов мы считаем, что объем выдачи ипотеки будет расти. По оценкам наших аналитиков, по итогам года в целом по рынку он может составить около 5,4 трлн рублей — это на 25% выше, чем в 2020 году.
— Что кроме ставок и госпрограмм влияет сегодня на ипотечный рынок?
— Основным драйвером изменений остается дальнейшая цифровизация. Например, в июле клиенты ВТБ впервые получили возможность распорядиться материнским капиталом для погашения ипотеки в онлайн-формате. Кроме
того, недавно мы заключили соглашение с Росреестром: планируем полностью перейти на электронное взаимодействие и перевести все регистрационные действия по объектам недвижимости в цифровой формат. Это поможет упростить проведение даже наиболее сложных ипотечных сделок.
Скорость как фактор
Конкурентным преимуществом банка становится скорость предоставления сервиса, а обеспечивают ее автоматизация и технологии, убежден директор дивизиона Екатеринбург УБРиР Денис Бабушкин
— Мы видим все факторы роста рынка жилищного кредитования. Спрос по-прежнему есть, его будет несколько сдерживать рост цен на новые квартиры, связанный с увеличением себестоимости строительства, но многие заемщики смогут воспользоваться льготными условиями кредитования в рамках государственной программы. В УБРиР средняя сумма кредита составляет 2,3 — 2,4 млн рублей, то есть наши заемщики вписываются в рамки госпрограммы, где предельный объем кредита установлен в размере 3 млн рублей. Ставки, конечно, будут расти, но не существенно. По нашим оценкам, средняя ставка на рынке составит 7,9 — 8,1% в ближайшей перспективе, и это вполне приемлемо для большинства людей, желающих приобрести новое жилье.
Кроме ипотеки мы видим большие перспективы в сегменте кредитных карт. Здесь очень важно оценить предпочтения клиентов. Уже довольно продолжительное время банки борются за клиента, предлагая лучшие условия по грейс-периоду, кешбэк. И это соревнование продолжится. Но мы считаем, что этот вектор будет не главным, выиграют те банки, которые предложат лучший сервис. Мы, в частности, движемся именно в этом направлении. Если человеку нужно закрыть кассовый разрыв, а именно эту функцию выполняет кредитная карта, он должен получить этот продукт быстро. Оформить документы сейчас можно в режиме онлайн, но важно организовать быструю доставку карты, и выигрывать будут банки, которые смогут развить сервис доставки для того, чтобы воплотить желание клиента получить продукт в режиме онлайн.
Точно так же технологии будут ключевым фактором при обслуживании бизнеса, а это еще одна важная клиентская группа для нашего банка. Мы считаем, что выиграют банки, которые сделают лучшие модели скоринга, чтобы как можно быстрее удовлетворить запрос бизнеса на финансовые средства, оперативно дать обратную связь, например запросить дополнительную информацию. Мы на своей практике видим, что там, где процесс менее автоматизирован, терпение у клиента быстро заканчивается. Поэтому мы в это направление продолжаем инвестировать. А спрос на ресурсы имеется. На рынке есть небольшие предприятия и предприниматели, которые увидели для себя возможности для роста и хотят наверстать потери 2020 года.
При этом мы стремимся снизить некоторые издержки бизнеса за счет предоставления нефинансовых сервисов. При выборе тарифных планов по РКО, например, оказываем помощь в подборе персонала (собеседование и тестирование персонала), в юридических услугах (предоставление типовых шаблонов документов и договоров и инструкций по их составлению).
Отметим еще один момент: банк берет вектор на развитие партнерских отношений B2B для предоставления как финансового, так и нефинансового сервиса в сегменте обслуживания не только малого и среднего бизнеса, но и розничного направления. Сейчас мы определили для себя пул партнеров и пытаемся совместно найти сервис, который был бы интересен нашим клиентам.
В два клика
Возможности экосистемы позволяют клиентам получить бесшовный доступ к продуктам финтеха для решения повседневных задач, говорит заместитель управляющего региональным центром МТС Банка на Урале Татьяна Колясникова
— Сегодня все большее место на рынке занимают сервисы экосистем. МТС Банк с конца 2019 года является ядром финтех-услуг в цифровой экосистеме МТС. Объединив лучшие наработки банкинга и телекома, мы смогли предложить продукты максимально бесконтактные, гибкие и практически мгновенные в получении.
Например, мы объединили два приложения «МТС Деньги» и «МТС Банк», создав на базе последнего единую витрину для всех финансовых сервисов экосистемы, где пользователи могут бесшовно управлять своими счетами, электронным кошельком, балансом мобильного телефона, кешбэком и другими продуктами. В обновленном приложении также можно «в два клика» оформить виртуальные карты линейки MTS Cashback.
В 2021 году мы дополнили ряд еще одним продуктовым флагманом нашей синергии — виртуальной картой MTS Cashback Mobile, привязанной к счету мобильного телефона.
В конечном итоге возможности экосистемы МТС позволяют клиентам получить один вход для решения различных жизненных вопросов, что выливается в экономию времени и других ресурсов.
Последние два года мы наблюдаем довольно внушительный рост потребительского кредитования, и, по прогнозам нашего банка, эта тенденция продолжится. Значительными стимулами будут все большее проникновение виртуальных банковских продуктов, развитие дистанционных каналов и расширение возможностей онлайн-сервисов для клиентов.
В этом направлении МТС Банк сделал ставку на технологию предварительно одобренных решений для наших качественных клиентов, упростив процедуру дистанционного оформления. Мы также запустили доставку нецелевых кредитов. Результат — уже сейчас треть всего объема кредитов наличными банк выдает в цифровых каналах.
Качество — в разнообразии
Спрос на кредитные продукты для приобретения жилья на вторичном рынке будет увеличиваться, считает директор сети офисов Райффайзенбанка в Екатеринбурге Ольга Маутер
— Чтобы оценить потребности граждан в услугах и сервисах, необходимо знать мнение самих потребителей. Именно поэтому Райффайзенбанк постоянно проводит опросы клиентов. В частности, мы проводили опрос в прошлом году о том, что важно для жителей Екатеринбурга при выборе жилья. Планируя приобретение квартиры, более 70% опрошенных думали о новостройках и более 70% планировали приобретать квартиру в ипотеку. Тогда популярность новостроек, конечно, была простимулирована льготной ипотекой. Создавалось ощущение, что и ипотечные портфели банков состоят лишь из кредитов по госпрограмме и на новостройки. Да, ипотека на новостройки показывала впечатляющую динамику, но ипотека на вторичный рынок, несмотря на отсутствие льготных программ, на самом деле формировала и формирует до сих пор больший объем выдач. В Райффайзенбанке в начале года на льготную ипотеку приходилось около 17% выдач, в то время как на вторичный рынок — 30%.
Когда льготная ипотека действовала в расширенном формате, многие люди действительно ориентировались на новостройки, при этом наш банк фиксировал существенную долю кредитов для приобретения жилья на вторичном рынке. Мы увидели интересную ситуацию: довольно часто заемщики смотрят на новостройки, но после получения решения банка и периода поиска подходящего жилья, меняют намерения и находят жилье на вторичном рынке.
Сейчас мы отмечаем увеличение количества ипотечных заявок на вторичный рынок, думаю, эта тенденция продолжится. В ближайшие годы вторичный фонд пополнится интересными объектами тех заемщиков, кто воспользовался льготной ипотекой для покупки недвижимости с инвестиционной целью.
Текущая ситуация еще раз подтверждает наш тезис, которому мы следуем: у банка должна всегда быть разнообразная продуктовая линейка, чтобы закрыть все потребности своих клиентов.