Сообщество туроператоров, работающих на российском рынке, фактически выдвинуло ультиматум государству и туристам.Речь идет о снижении финансовой ответственности организаторов туров перед потребителями. Выдвигается требование закрепить в готовящемся Ростуризмом проекте нового федерального закона о туризме и туристической деятельности положение о минимальном и максимальном порогах фонда персональной ответственности туроператора. В противном случае участники рынка предрекают значительное повышение стоимости турпродукта.
— Почему туристическая отрасль, в отличие от многих других отраслей, сегодня отвечает практически на 101% по всем своим обязательствам? Мы предлагаем правительству взять за основу те подходы, которые существуют в других сферах экономики, — заявил на прошедшей в начале октября в екатеринбургском Ельцин Центре Международной туристической выставке EXPOTRAVEL-2021 директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма “Турпомощь”» Александр Осауленко. — В частности в банковской сфере: сколько бы вы денег не положили на банковский счет, государство и банковская сфера вам гарантируют возврат не более чем 1,4 млн рублей, а все остальное никого не волнует. Мы тоже предлагаем расчетным путем установить некую среднюю сумму, которая будет гарантирована туристу при всех ситуациях. Но гарантирована в достаточно жесткой форме, потому что сегодня на практике процесс возврата сложный и в какой-то степени для потребителя непонятный. Турист просто не знает, на что он может рассчитывать, куда ему бежать и что нужно оформлять.
По словам главы «Турпомощи», чтобы туристы чувствовали себя защищенными, необходимо ввести минимальный порог ответственности туроператора. И если участники рынка сами не обратят на это внимание, то рано или поздно данную идею воплотят другие, поставив туроператоров в гораздо менее привлекательные условия.
— Равно как должна появиться и цифра максимального порога ответственности, — считает Александр Осауленко. — Почему? Наши крупные федеральные туроператоры уже имеют фонды персональной ответственности каждый в размере сотен миллионов рублей. И это при том, что на сегодняшний день они сформировали только треть расчетного объема.
А если исходить из объема турпотока допандемийных 2018 — 2019 годов, такой фонд вообще должен быть под миллиард рублей и выше. Фактически эти деньги берутся из оборота. Как туроператор будет их компенсировать? Либо снижать комиссию для турагента, либо увеличивать стоимость тура. Поэтому родилось предложение, чтобы туроператор отвечал в определенной части своими деньгами, но именно в части. И эту часть мы должны определить расчетным путем. Мы предлагаем использовать цифру в пределах 300 млн рублей. В принципе этого должно с избытком хватить, чтобы и туристу была гарантирована защищенность, и агент получал ту комиссию, которую хотел бы.
Мало им кешбэка
По сути, в современных условиях ковидных ограничений, которые вполне могут продлиться еще несколько лет, путешественникам предлагается разделить финансовые риски с организаторами туров — и тогда, возможно, сами туры не подорожают. Предложение спорное, ведь в рыночных условиях, в каковых еще продолжает развиваться туристическая деятельность, бизнес-риски обычно берут на себя инвесторы, стремящиеся извлечь из проекта финансовую прибыль, но отнюдь не потребители товаров или услуг. Реакция на это предложение федеральных чиновников, курирующих развитие в стране туризма, пока не известна.
Понятно, что в пандемию развивать сферу туризма бизнесу крайне сложно, и здесь государство могло бы пойти на некоторые послабления для участников туриндустрии в части смягчения требований по размеру финансовых гарантий. В то же время в 2020 и 2021 годах Россия, как никакая другая страна мира, и без того обеспечила беспрецедентную поддержку туристической отрасли — как прямую, так и косвенную. Первая мера — государственная программа туристического кешбэка, в рамках которой в текущем году период продаж продлился до 10 сентября. По данным Ростуризма, с начала 2021 года программой воспользовались более 1,6 млн россиян, которые оплатили туры и проживание в отелях с кешбэком на сумму свыше 34 млрд рублей. И в виде кешбэка туристам вернулось около 6,7 миллиарда. Разумеется, такой поддержкой российских граждан не преминули воспользоваться и сами предприятия туриндустрии, значительно повысившие цены на услуги, кое-где в разы.
Как и следовало ожидать, денежный дождь кешбэка пролился на раскрученные туристические регионы России — Краснодарский край, Ставрополье и Крым. Вместе с тем, россияне активно приобретали оздоровительные туры на Алтай и в Тюмень, спросом пользовались культурно-познавательные туры в Псковскую, Новгородскую, Ярославскую области, Татарстан, Калининград, Москву, Санкт-Петербург и Самару.
Туристический кешбэк вовсе не гарантирует, но предоставляет российским регионам возможности развивать собственные турпродукты. И ряд территорий этим активно пользуются, выстраивая взаимодействие региональных органов власти с местными предприятиями туриндустрии и федеральными туроператорами. Всем пример — Татарстан. В сентябре этого года в Казань были совершены пять чартерных авиарейсов из Москвы, организованные туроператором TUI Россия при поддержке Ростуризма и правительства Татарстана. В готовом турпродукте продумано все: перелет, трансфер, проживание в отеле и различные экскурсионные маршруты на четыре или восемь дней (доступны пакеты в форматах «Лайт», «Стандарт» и «Макси», отличающиеся по включенному набору экскурсий). Стоимость туров в Татарстан вышла совсем недорогой — с учетом авиабилетов в среднем 15 тыс. рублей на человека при двухместном размещении. Важно, что чартерные рейсы между Москвой и Казанью перевозили туристов в обоих направлениях: обратным рейсом из Татарстана летели туристы, чтобы ознакомиться со столицей России. Протестировав спрос, отработав алгоритмы взаимодействия с партнерами и проанализировав обратную связь от клиентов, туроператор TUI Россия намерен продолжить эту программу в следующем году.
В ближайшее полугодие можно смело прогнозировать выход египетских курортов в лидеры массовых зарубежных направлений
Чартерную программу TUI Россия сформировал и на территории Уральского федерального округа: 7 сентября первый чартер из Москвы со 180 туристами прибыл в тюменский аэропорт Рощино. Для гостей разработаны десять экскурсионных программ. Туристы смогут посетить древний Тобольск, искупаться в тюменских термальных источниках, побывать в музее Григория Распутина и Ялуторовском остроге, познакомиться с историей Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Кстати, в сентябре этого года Тобольск обзавелся собственным аэропортом.
— Тобольск — древнейший город Сибири, ее первая столица, с особой атмосферой и богатой историей. На мой взгляд, именно здесь можно открыть для себя настоящую Сибирь, с самобытной архитектурой, традициями и, конечно, сибирской кухней, — убедилась побывавшая в Тобольске руководитель Ростуризма Зарина Догузова. — Если раньше город и знаменитый Тобольский кремль входили в часть туристических маршрутов из Тюмени, то с открытием нового аэропорта Тобольск становится самодостаточной точкой притяжения. Здесь помимо культурно-познавательного и гастрономического туризма еще и центр делового и промышленного туризма, ведь в Тобольске расположены крупнейшие в мире современные высокотехнологичные производства.
Добавим, что в зимний сезон высоким спросом могли бы пользоваться также туристические чартеры из Москвы в Магнитогорск или Челябинск с трансфером в горнолыжные центры Южного Урала, которые по соотношению цена/качество вполне конкурентоспособны с аналогичными объектами Северного Кавказа. По большому счету вопрос организации таких туров упирается во взаимодействие местных властей и турбизнеса.
Впрочем, в последние годы в стране активно развивается сеть регулярных межрегиональных авиамаршрутов, субсидируемых государством, в том числе из бюджетов ряда субъектов РФ. То есть в данном случае раскруткой направлений в российские регионы занимаются скорее не туроператоры, а непосредственно авиакомпании (туроператоры лишь выкупают часть пассажирских мест на борту, но далеко не всегда). Свежий пример — открытие прямого регулярного рейса из Екатеринбурга в Тобольск. Этот рейс включен в федеральную программу субсидирования авиаперевозок, что позволило существенно снизить стоимость авиабилетов. С 21 октября полеты на самолетах Sukhoi Superjet 100 дважды в неделю будет выполнять авиакомпания Red Wings.
Помимо программы туристического кешбэка и субсидируемых межрегиональных авиаперевозок, государство в сегодняшних условиях применяет и прямую форму поддержки туроператоров — выделяет им из федерального бюджета субсидии на организацию программ внутренних коммерческих чартерных воздушных перевозок пассажиров для обеспечения прироста туристических потоков в российские регионы. Условие — в рамках таких полетных программ с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2021-го необходимо перевезти не менее 70 тыс. туристов. Общий объем субсидий, запланированный к предоставлению туроператорам, составляет 1,2 млрд рублей.
Смена лидера
Какие же турпродукты получают россияне в текущем году при таких формах поддержки? Как сообщили в аэропорту Кольцово, самыми популярными курортными направлениями полетов из Екатеринбурга в июне — августе этого года стали Сочи (перевезено 232 тыс. пассажиров, что выше показателя за тот же период прошлого года на 36%) и турецкая Анталья (219 тыс. человек). Однако заметим, что аэропорт Адлера используется тысячами туристов не только для отдыха в Сочи, но и в целях перемещения на курорты соседней Абхазии, которые даже вне российского кешбэка очень привлекательны по цене.
Одним из лидеров по росту пассажиропотока из Кольцово среди черноморских курортов этим летом стал Геленджик, на рейсах в который обслужено 29 тыс. пассажиров (в четыре раза больше показателя 2020 года). Второй год подряд в числе растущих направлений Анапа (133 тыс. пассажиров за три месяца, плюс 67%) и Краснодар (61 тыс. пассажиров, плюс 60%).
«Характерной чертой минувшего теплого сезона стало возвращение в расписание аэропорта Кольцово привычных уральцам зарубежных маршрутов, таких как Ираклион, Даламан, Анталья, Бодрум, Стамбул, Ларнака, Дубай, Бургас. Новичками этого лета стали албанская Тирана, куда впервые полетели «Уральские авиалинии», и немецкий Дюссельдорф — рейсы в Европу открыла «дочка» Lufthansa авиакомпания Eurowings. В бархатный сезон полеты в указанные города продолжат выполнять десятки авиаперевозчиков», — рассказали в пресс-службе Кольцово.
Эксперты рынка отмечают, что прошедший летний туристический сезон испытывал серьезную турбулентность, связанную с высокой зависимостью российского юга от зарубежных массовых направлений отдыха. Проблема в том, что когда такие зарубежные направления полностью открыты, предприятия туриндустрии российского юга оказываются значительно недозагруженными и терпят убытки. А если заграница закрывается — наши южные отели и вся сопутствующая инфраструктура попросту не в состоянии справиться с нахлынувшим потоком туристов. Настроить столь тонкий баланс летом-2021 не удалось, тем более что далеко не все зависело от российской стороны: введение, отмена и снова введение ковидных ограничений в ряде стран, закрытие-открытие Турции, различные природные аномалии, влияющие на турпотоки.
— По зарубежным направлениям никакой сенсации не случилось, — прокомментировал итоги прошедшего летнего сезона президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Доминирующим направлением была Турция, несмотря на то, что лишь с конца июня стали возможны полетные программы в эту страну. Но сейчас делать ставку на нее стратегически проблемно: с этой страной всегда непростые отношения, партнер сложный. Поэтому мы приветствуем как альтернативу поэтапное открытие египетского направления. Полагаю, что со стартом из Екатеринбурга полетов на египетские курорты Хургаду и Шарм-эль-Шейх у нас исчезнет острая зависимость от какого-либо одного массового зарубежного направления.
И конечно, необходимо развитие круглогодичного авиасообщения с нашими европейскими партнерами, такими как Венгрия, Болгария, Италия. В таком случае мы сможем с уверенностью сказать, что международный туризм восстанавливается. Окончание лета у нас отмечено прекраснейшим событием в сфере выездного туризма, оно знаковое и многообещающее. Это открытие Венгрии. Для нашей отрасли это важнейшее событие, с которым мы связываем последующее поэтапное снятие существующих ограничений и долгожданное полноценное открытие Европы с выдачей виз и возобновлением авиасообщения, в том числе из Екатеринбурга. У туристических операторов нашего региона планы по Венгрии очень серьезные.
Напомним, после многолетнего перерыва прямой регулярный рейс из Екатеринбурга в Будапешт открыла авиакомпания «Уральские авиалинии». Полеты осуществляются с 5 сентября раз в неделю на лайнерах Airbus А320 (о перспективах туристического направления в Венгрию см. с.13).
Турция становится для уральских туристов круглогодичным направлением, ее города будут доступны в том числе и в предстоящий зимний период. Так, с 20 сентября регулярные рейсы в Стамбул из аэропорта Кольцово возобновила авиакомпания «Победа». Помимо этого перевозчика, полеты в крупнейший город Турции из Екатеринбурга выполняет также авиакомпания Turkish Airlines. С приходом «Победы» на маршрут общее число рейсов выросло более чем вдвое — до семи в неделю. Кроме того, с 1 сентября «Победа» начала четыре раза в неделю летать из Екатеринбурга в Анталью.
Тем не менее зимой Турция не так привлекательна для российских туристов, как летний период (купальный сезон там длится с мая по октябрь). Поэтому можно смело прогнозировать выход в лидеры массовых зарубежных направлений в ближайшее полугодие египетских курортов. Туроператоры совместно с авиакомпаниями уже сформировали для уральцев привлекательные туристические программы, которые планируется выполнять как на чартерных, так и на регулярных рейсах. В частности, 29 сентября полеты из аэропорта Кольцово в Хургаду и Шарм-эль-Шейх четыре раза в неделю начала авиакомпания «Россия» (туры формирует туроператор «Библио-Глобус»). Кроме того, раз в неделю из Екатеринбурга в Шарм-эль-Шейх летает египетский чартерный перевозчик Air Cairo, предоставляющий услуги пассажирских перевозок по договорам с туристическими компаниями. А с ноября этого года рейсы в Шарм-эль-Шейх и Хургаду планирует выполнять авиакомпания S7 Airlines.
Традиционную конкуренцию Египту зимой составляют Объединенные Арабские Эмираты. В ближайшее время ожидается усиление этого туристического направления вылетами из Екатеринбурга.
В необычных условиях
В зимний туристический сезон уральцам будут предложены и более дорогие экзотические страны. Например, туроператоры Anex Tour и Pegas Touristik уже начали выполнение чартерных программ из Екатеринбурга на курорты Доминиканской республики (государство расположено на острове Гаити в Карибском море) на широкофюзеляжных самолетах Boeing 777 вместимостью около 500 пассажиров: авиакомпания Azur Air со 2 октября стала летать в Ла-Роману, а перевозчик Nordwind с 3 октября — в Пунта-Кану. Характерно, что оба воздушных судна совершили первый рейс в Доминикану с полной загрузкой.
— Если говорить об экзотических направлениях, ведутся переговоры по поводу организации прямого рейса из Екатеринбурга на малайзийский архипелаг Лангкави. Сразу после улучшения ситуации с пандемией ожидаем открытие прямого авиасообщения Екатеринбурга со Шри-Ланкой, — поделился планами Михаил Мальцев. — Также ожидаем приход в Кольцово двух европейских перевозчиков. Программа на зимний туристический сезон по-прежнему формируется: это необычно, но мы и живем сейчас в необычных условиях. Более того, она будет меняться, могут переноситься слоты, отменяться какие-то рейсы или объединяться с другими, какие-то будут добавляться.
Среди зарубежных направлений выделим также развитие сети авиамаршрутов из Кольцово в страны СНГ. Например, с 1 октября Аэрофлот открыл рейс из Екатеринбурга в Минск, полеты запланированы дважды в неделю на самолетах Airbus A320. А с 3 октября Аэрофлот полетел в Иссык-Куль (Киргизия), рейс осуществляется из Кольцово также дважды в неделю. Кроме того, Аэрофлот возит уральских туристов регулярными рейсами в Ереван.
Что касается внутрироссийских направлений в предстоящий зимний сезон, то ожидается формирование очень привлекательных по цене турпродуктов с полетами в Москву, Санкт-Петербург, Калининград. Сохранятся полеты в Краснодарский и Ставропольский края. На екатеринбургской выставке EXPOTRAVEL-2021 внимание уральских путешественников и туроператоров старались привлечь такие разные по природно-климатическим условиям и уровню инфраструктуры российские регионы, как Адыгея, Кабардино-Балкария, Алтайский край, Ленинградская и Магаданская области. Поэтому вполне возможно, что вскоре нам предложат не только поездку на Эльбрус или Белуху, но и экзотический тур на Колыму.
При всем многообразии авианаправлений уральцам не стоит забывать о местах отдыха, расположенных в собственном регионе. В последние годы инфраструктура там стала на порядок качественнее. В зимний сезон туристов ждут, например, свыше десятка горнолыжных центров на Южном Урале, а также термальные источники под Тюменью.
Важно, что отдых в местных отелях, санаториях и турбазах не сопряжен со значительными тратами на авиабилеты. Тем более что эксперты рынка прогнозируют значительное сокращение так называемых горящих туров, которые возникают, как правило, в тех случаях, когда по тому или иному направлению формируется переизбыток предложения авиационных перевозок. В настоящее время у туроператоров попросту нет финансовых возможностей играть в такую рулетку, их действия стали крайне осторожны. В данной ситуации спецпредложения будут скорее исключением.
Сами туристы пока призадумались относительно перспектив зимнего отдыха: средняя глубина бронирования и продаж туров значительно уменьшилась.
— Если в предыдущие годы до середины октября примерно половина объема туров на новогодние праздники уже была распродана, и по большей части картина была понятна, то сейчас туристы не столь активны, — сетует Михаил Мальцев. — Туры приобретаются в последний момент, потому если купить заранее, то потом может оказаться, что доступ по данному направлению невозможен. Наши туристы защищены, возврат денег предусмотрен, но он затруднителен и малоприятен. Думаю, такое явление продлится еще несколько лет. Вероятно, туры будут приобретаться с глубиной три-четыре недели.