24 февраля мир перестал быть прежним: президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Донбассе и вводе войск в Донецкую и Луганскую народные республики. Решение глава государства объяснил «фундаментальными угрозами, которые из года в год шаг за шагом грубо и бесцеремонно создаются безответственными политиками на Западе», имея в виду расширение блока НАТО на восток. В обращении к россиянам президент назвал «западный блок, сформированный США по своему образу и подобию», — «империей лжи», а НАТО — инструментом внешней политики США: «Для США и их союзников это так называемая политика сдерживания России, очевидные геополитические дивиденды. А для нашей страны — это в итоге вопрос жизни и смерти, вопрос нашего исторического будущего как народа. И это не преувеличение — это так и есть. Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету. Это и есть та самая красная черта, о которой неоднократно говорили. Они ее перешли».
Целью военной операции глава государства назвал «защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима»: «И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины». Накануне этого заявления Россия признала независимость ДНР и ЛНР.
Ответная реакция — несколько пакетов санкций со стороны Евросоюза (15 марта принят четвертый пакет, обсуждается пятый), США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Норвегии, Южной Кореи. Ограничительные меры коснулись активов и резервов ЦБ (заблокировано около 300 млрд долларов), операций с российским госдолгом, сделок с некоторыми госпредприятиями, экспорта технологической продукции, в том числе для авиационной и энергетической отраслей, а также обслуживания и страхования этой продукции. Последствия такого запрета могут стать разрушительными для российских авиасектора и ТЭК, которые критически зависят от европейского оборудования. ЕС также закрыл воздушное пространство для всех российских самолетов, ввел санкции против десятков крупных бизнесменов, чиновников и депутатов, запретил импорт из России части сталелитейной продукции (приведет к потере экспортных доходов около 3,3 млрд евро).
Кроме того, глобальные западные компании покинули Россию или временно приостановили деятельность. Список большой — от фастфуда до высокотехнологичных компаний. Наиболее значимые потери: ExxonMobil (вышла из проекта «Сахалин-1»); Shell (вышла из совместных предприятий с Газпромом и связанными с ним организациями); Equinor (прекратила инвестиции и объявила о выходе из российских СП); BP (прекратила сотрудничество с Роснефтью и объявила о выходе из СП); Whirlpool (приостановила производство на российских заводах); BMW, Mercedes-Benz и Volvo (приостановили производство и поставки); Daimler Truck (приостановил сотрудничество с КамАЗом); Airbus и Boeing (приостановили продажи и техническое обслуживание). Несколько компаний отказались от новых инвестпроектов, среди них TotalEnergies, Группа Fortum, BASF, Schlumberger, Halliburton. Еще несколько компаний выделили российские подразделения в самостоятельные структуры: PwC, KPMG, EY, Deloitte.
В правительстве обсуждается расширение практики офсетных контрактов: предприниматели в обмен на госзаказ получат возможность создавать новые производства
Россия приняла ответные меры. Подписаны указы об обязательной продаже 80% валютной выручки, ограничениях на вывоз и ввоз продукции, конкретизированный постановлениями о запрете экспорта оборудования (кроме вывоза оборудования российского происхождения в страны СНГ). Минпромторг рекомендовал приостановить экспорт удобрений, вывоз сырья для пластмасс и бытовой химии в ЕС. Кроме того, Росавиация закрыла небо для полетов самолетов из 36 стран. Минтранс разработал проект постановления, позволяющий не возвращать самолеты лизингодателям без решения правительственной комиссии по импортозамещению, а президент подписал закон о регистрации прав на иностранные самолеты в России. Имущество иностранных компаний, покинувших РФ, предлагалось национализировать, но сейчас рассматривается вариант с введением на таких предприятиях внешнего управления.
Какие последствия ждут российскую экономику и можно ли извлечь из сложившейся ситуации хоть какой-то позитив?
Про зависимость…
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) назвал наиболее существенными последствиями санкций остановку поставок полупроводников из Тайваня (компания TSMC занимает более 50% мирового рынка), комбинацию логистических проблем на европейском направлении с невозможностью оперативно переориентироваться на Китай (хотя бы по причине давно существующих на погранпереходах заторов), сильнейший рост инфляции. В этой же группе — финансовые санкции, следствием которых станет резкое затруднение поддержки рубля со стороны Банка России, сложности с оплатой при международной торговле, дефицит валюты.
По оценкам ЦМАКП, доля импорта товаров из объявивших ограничительные меры государств в общем объеме конечного потребления Россией товаров и услуг составляет 3,9%. Их вклад в промежуточное потребление (продукция, которая используется для производства других товаров и услуг) — 4,4%. Расчет проведен на данных ФТС об импорте товаров и межотраслевого баланса за 2019 год. Наибольшая зависимость по конечному потреблению отмечается в фармацевтической промышленности (48,2%) и химии (44,7%), в производстве транспортных средств (автомобиле- и авиастроении, 32,2%), резиновых и пластмассовых изделий (26,8%).
Генеральный директор компании Reman Service (Свердловская область, специализируется на поставках, ремонте и обслуживании промышленного оборудования в нефтегазовом комплексе) Александр
Ионов считает, что в кратчайшие сроки организация полномасштабного импортозамещения запасных частей нереальна из-за необходимости производства оборудования и отработки технологий: «Оборудование имеет ответственные и малоответственные компоненты. Возможно начать налаживание отечественного производства с менее ответственных компонентов. В случае успеха приступить к изготовлению ответственных запасных частей (например, цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания). Последнее необходимо прорабатывать с предприятиями машиностроительной отрасли в РФ при условии наличия необходимого оборудования и свободных мощностей. Срок реализации выпуска готовой продукции зависит от номенклатурной группы. Если говорить о деталях из металла, то в течение года реально пройти путь от прототипа до серийной продукции».
— Чувствительными последствиями выступают затруднение доступа к импортным сырью, материалам и комплектующим в фармацевтике (субстанции) и авиастроении (двигатели для магистральных лайнеров, авиакомпоненты), трудности с контрактацией нефти (скидка на закупку нефти сорта Urals уже достигает 30 долларов за баррель), отказ крупнейших мировых контейнерных линий и европейских портов от работы с российскими грузами, временные приостановки отгрузки продукции из-за пересчета цен и логистических проблем, повышение вероятности скупки Китаем значимых активов в российской экономике, — анализируют в ЦМАКП. — Кроме того, из-за проведения военной операции уже приостановлены поставки неона с территории Украины, возник риск дефицита зерна и подсолнечного масла в мире, назревает топливный кризис (который, однако, может быть смягчен за счет наращивания добычи Венесуэлой и странами ОПЕК). Проблема приостановки деятельности на российском рынке со стороны многих зарубежных компаний пока не выглядит критичной, поскольку речь в большинстве заявлений идет не столько об окончательном уходе с рынка, сколько о приостановке работы, в том числе в связи с логистическими сложностями.
Бизнес-сообщество просит не исключать его из диалога по мерам выхода экономики из кризиса, чтобы набор правительственных инициатив не превратился в красивый, но бесполезный отчет
Согласно докладу ЦМАКП, чувствительным для РФ также может быть отказ от импорта газа, нефти и нефтепродуктов из России со стороны ЕС, но это, скорее, вопрос долгосрочной перспективы (кроме того, в условиях декарбонизации ЕС и так планировал постепенно отказываться от импорта энергоносителей, но теперь, очевидно, этот процесс ускорится).
— Еще одна важная мера санкционной политики, которая уже реализовалась, — закрытие неба для российских самолетов и требование ЕС о возвращении лизинговых самолетов до конца марта, что крайне осложняет деятельность гражданской авиации (полеты за рубеж теперь могут осуществляться только в те страны, где лизинговые самолеты не будут арестованы по требованию владельцев). Наконец, чувствительной для российской экономики мерой выступает запрет на экспорт оборудования для нефтепереработки и нефтехимии в Россию со стороны США, ЕС и Японии (это может замедлить модернизацию НПЗ, а также притормозить рост активно развивавшегося нефтехимического комплекса), — оценивают ограничения в ЦМАКП. — Запрет ЕС на импорт сталелитейной продукции из России оценивается как умеренная мера, поскольку черная металлургия традиционно в большей степени ориентируется на внутренний рынок (по сравнению с цветной металлургией).
— Кризис носит структурный характер — иными словами, причины внешние. Внешние ограничения, связанные с экспортом товаров и с импортом продукции, в том числе комплектующих. Поэтому на сегодняшний момент перед предприятиями стоят очень большие вызовы, связанные с перенастройкой производственной деятельности, с необходимостью выстраивания новых производственных и логистических цепочек, — комментирует глава российского Минэка Максим Решетников. — Все это еще накладывается на внешние ограничения по логистике — предприятия не могут доставить необходимые товары и услуги. Поэтому перед экономикой встал очень большой системный блок именно структурных вопросов. И конечно, все это накладывается на текущую финансовую нестабильность. Финансовые рынки ищут по-прежнему новую точку равновесия — и пока, скорее, не нашли.
К условно позитивным в сегодняшних условиях можно отнести тот факт, что в России продолжают работать несколько французских компаний — Sanofi (лекарства), Danone (продукты питания), Auchan, Leroy Merlin (гипермаркеты).
Напомним, глава Франции Эмманюэль Макрон рекомендовал крупному бизнесу не спешить с уходом из России. Есть и другие исключения: Япония до сих пор не присоединилась к закрытию неба для российских самолетов из-за опасений относительно сбоя цепочек поставок, а Южная Корея добилась вывода из-под санкций поставок смартфонов и автомобилей в РФ.
… и жизнь без проверок
Как федеральный кабинет министров реагирует на новые ограничения? По словам главы правительства Михаила Мишустина, требуется серьезная перестройка многих производственных и логистических цепочек: «Подготовлен целый комплекс мер. Сейчас в него включено более ста инициатив — без учета уже принятых и реализуемых. Общий объем финансирования оценивается примерно в 1 трлн рублей».
Что это за инициативы? Во-первых, возобновляется действие адресных мер поддержки для системообразующих организаций, действовавших в 2020 году. В перечень включены госгарантии, необходимые для реструктуризации кредитов или получения новых, а также субсидии на возмещение затрат. Потенциальным участникам программы не придется проходить стресс-тесты (обязательную оценку финансовой устойчивости) — этот пункт исключен из правил для упрощения доступа к господдержке.
Во-вторых, поддержка малого и среднего бизнеса. «Уже сейчас представители этого сектора экономики могут воспользоваться кредитными каникулами. Для предпринимателей, которым нужны дополнительные заемные средства по доступным ставкам, правительством запущено сразу несколько программ. Среди них — новые инвесткредиты на срок до трех лет, программа льготного кредитования, — объяснил Михаил Мишустин. — Будет увеличен предельный уровень риска, который Корпорация МСП может принять на себя за предпринимателей в рамках «зонтичного» механизма поручительств — с текущих 4,5 до 10%. Это позволит предпринимателям привлечь в текущем году заемное финансирование на 170 млрд рублей и увеличит более чем в два раза количество получателей этой поддержки.
В целом в текущем году субъекты МСП смогут получить не менее 500 млрд рублей по субсидированным ставкам».
В-третьих, крупный блок посвящен импорту. 17 марта на заседании Совета Евразийской экономической комиссии были отменены пошлины на 458 импортных позиций. Общий объем импорта, который идет на территорию РФ по этим позициям, — 19 млрд долларов. Экономия для импортеров составит более полумиллиарда долларов. «Это важнейшие компоненты поставок для наших предприятий. Это вопросы, связанные с продовольствием, в первую очередь детское питание, пюре и так далее. Это компоненты для машиностроительной продукции, в первую очередь для транспортной продукции. Это компоненты химической промышленности. Важные элементы для строительства, чтобы стабилизировать рынки строительных материалов, и так далее. На этом же заседании договорились о поэтапном переходе в расчеты в национальных валютах. Торговля со странами ЕАЭС — это практически 15% общей торговли наших стран», — рассказал Максим Решетников.
Серьезные послабления введены в процедурах импорта продукции. Это касается сертификации. Теперь импортеры могут быстрее завозить продукцию и потом ее сертифицировать уже в процессе, одновременно выпустив в обращение. Допускается выпуск продукции по копиям документов.
В-четвертых, российские технологические компании смогут получить гранты на доработку продукции под требования крупных корпораций-заказчиков. По данным правительства, такие проекты должны реализовываться с использованием приоритетных технологий. В их числе — искусственный интеллект, сети 5G, квантовые сенсоры, перспективные космические системы, технологии новых материалов и веществ, новые поколения микроэлектроники, технологии создания новых и портативных источников энергии, технологии создания современного промышленного оборудования. Максимальный размер гранта составит 250 млн рублей на срок до трех лет, при этом срок реализации проекта не должен превышать шести лет после получения финансирования.
В-пятых, введен запрет на плановые и внеплановые проверки для всех без исключения предприятий. Параллельно с этим подписано постановление, связанное с продлением всех лицензий и разрешений, — более 2,5 млн различного рода документов продлены на срок до года.
— Главное, наверное, послабление связано с изменением порядка сертификации продукции. Иными словами, в ближайшее время в течение полугода предприятия смогут сами гибко перенастраивать производственные процессы, заменять одни компоненты другими. Это не потребует сертификации продукции в лабораториях, а предприятия могут сами на основе собственных производственных процессов под свою ответственность выпускать декларации, и, соответственно, это сильно ускорит выход продукции на рынок, — комментирует Максим Решетников.
Глава Минэка обозначил задачу власти в текущих условиях — максимально создать условия для бизнеса, чтобы он активно перенастраивал цепочки, налаживал производство здесь.
Бизнес-сообщество поддерживает максимальное сокращение регулирования, освобождение от проверок, упрощение
регламентов, наполнение экономики ресурсами, и просит не исключать его из диалога по мерам выхода экономики из кризиса, чтобы набор правительственных инициатив не превратился в красивый, но бесполезный отчет.
— Важным элементом является децентрализация принятия решений, по крайней мере, на уровне экономических агентов, — подчеркивает председатель «Деловой России» Алексей Репик. — Сейчас критически важно раскрыть потенциал компаний, добавить уверенности, снизить риски. Массированный комплекс мер, принимаемых сейчас, это с одной стороны — хорошо, но в то же время важно, чтобы эти меры поддержки не привели к искажению конкурентной среды.