Грумер всея Руси

Павел Кобер
27 марта 2023, 00:00

Груминговой компании из Екатеринбурга удалось создать крупнейшую в России и Европе франчайзинговую сеть салонов по уходу за внешностью домашних животных

из личного архива Дарьи Гоц
Читайте Monocle.ru в

В самое ближайшее время в Екатеринбурге откроется химическая лаборатория, где будут разрабатывать косметические средства для домашних животных. В организацию лаборатории и оснащение ее всем необходимым оборудованием 6 млн рублей вложила екатеринбургская компания Groom, специализирующаяся на груминге (уход за внешностью домашних животных).

— В лаборатории будут работать химики-технологи и химики-исследо­ва­тели. Мы заключили соглашение с Уральским федеральным университетом, предусматривающее прохождение стажировки студентами химического факультета, — сообщила журналу «Эксперт-Урал» основатель и руководитель Groom Дарья Гоц. — При лаборатории мы организуем небольшой выпуск косметических средств. Хотим отработать оптимальную модель производства, которая впоследствии будет воплощена на большом заводе. Думаю, совместными усилиями с помощью частных инвесторов и государственных грантов мы сможем построить в Свердловской области такой завод. Проект оценивается в 242 млн рублей.

На вкусный запах собаки

По экспертным оценкам, российский рынок зооиндустрии пока охватывает лишь 15% потребностей и представляет собой непаханое поле, напоминающее состояние всего отечественного бизнеса конца 1990-х. Между тем потенциал у этого рынка колоссальный: по данным переписи населения, проведенной в 2020 году, в нашей стране имеются 65 млн домашних собак и кошек. До недавнего времени доля импортной косметики для домашних животных составляла 95%. С уходом из России ряда иностранных компаний огромная ниша образовалась и в этой сфере.

Но в компании Groom хотят не просто занять освободившуюся нишу, а поднять в стране культуру производства на принципиально иной уровень.

— Для удовлетворения собственных нужд мы уже три года размещаем заказы на выпуск косметических средств для животных на сторонних предприятиях по контрактной системе, но не имеем возможности контролировать состав и весь процесс производства. Все строится на доверии. Необходимо вывести из тени качество такой продукции, чтобы это были косметические средства с доказанной эффективностью, которые проходят клинические испытания. Потому что на сегодняшний день ни один грумер не знает, что содержится в том или ином флаконе, — рассуждает Дарья Гоц. — Второе, мы хотим из собственного производства сделать большую историю, где власть, общество и бизнес при грамотном взаимодействии строят нечто новое. Здесь будет пристроен питомник для животных, где все желающие смогут общаться с собаками с роскошной длинной шерстью, вкусно пахнущими. Посетители должны видеть и чувствовать, как работает тот или иной продукт. Эти собаки будут выступать на выставках и, надеюсь, побеждать. Они станут нашей рекламой. А само производство косметических средств будет тоже открыто — за стеклом люди смогут наблюдать, как идея воплощается в жизнь. Это не только производственный бизнес-проект. Он направлен и на имидж, и на развитие культуры содержания домашних животных.

Руководитель Groom работает в зооиндустрии практически с детства. Увлечение собаками переросло в серьезный бизнес, который сегодня масштабируется по всей стране. «В детстве я “выревела” у родителей собаку — американского кокер-спаниеля, которого назвали Валенсия. Сама начала за ней ухаживать: мыть, расчесывать, подстригать. На первой выставке Валенсия у меня убежала с ринга, это был позор. Все старания оказались напрасными. На тот момент мне казалось, что больше я этим никогда в жизни не буду заниматься, — вспоминает Дарья. — Но потом вытерла слезы и решила продолжить занятия с Валенсией. На следующей выставке мы уже заняли первое место. С тех пор я не пропускала ни одной выставки. Старшие коллеги-заводчики меня учили стрижкам.

В 13 лет я уже профессионально стригла всех кокер-спаниелей Екатеринбурга».

Удивительно, но даже в кризисы владельцы собак и кошек продолжали обращаться к Дарье за услугами груминга: на детях и животных люди никогда не экономят.

В 2011 году она открыла в Екатеринбурге собственный груминговый салон. Так началась история компании Groom. В настоящее время это крупнейшая груминговая сеть в России и Европе. По всей стране уже открыто 86 салонов Groom, из них собственных только два — оба в Екатеринбурге, остальные работают по франшизе: в Москве (пять салонов), Санкт-Петербурге (два), Калининграде, Норильске, Сочи, Адлере, Туле, Севастополе, Вологде и других городах.

из личного архива Дарьи Гоц

Груминговых компаний в мегаполисах достаточно много, но не все могут так стремительно развиваться. При этом возникает много проблем, требующих решения. Одна из главных — проблема с персоналом. Требовалось учить людей с нуля и «влюблять» в профессию. Школы грумеров есть, но, чтобы развивать собственную сеть, нужно жить по своим правилам и быть уверенными в своих специалистах. Поэтому в компании Groom начали учить сами, продвигая свою философию груминга и свои ценности. Во флагманском салоне в Екатеринбурге Дарья открыла академию груминга с лицензией Минобра. Здесь можно пройти обучение у аттестованных преподавателей и получить официальный диплом, который заносится в федеральный реестр дополнительного профессионального образования. У академии есть филиалы в Уфе, Норильске, Сургуте и Первоуральске.

— Франчайзингом начала заниматься в 2013 году. Мне позвонили и предложили продать франшизу. Я взяла паузу, открыла интернет, ввела запрос «что такое франшиза?». Прочитала. «А, да, конечно, продам!». С того времени я увидела все выгоды формирования франчайзинговой сети при сохранении качества услуг. Это такая стратегия развития, которая мне оптимально подходит, — делится опытом работы с франчайзи руководитель Groom. — Главное, чтобы в груминговых салонах была душа в виде влюбленного в это дело предпринимателя, которого мы всему научим. У нас работает централизованный колл-центр, принимающий звонки со всей России. Есть собственное маркетинговое агентство, централизованно проводящее рекламные кампании. Есть своя академия, преподаватели которой выезжают в любой город, где открывается салон, и проводят обучение новых сотрудников прямо по месту их будущей работы. Например, в Норильске есть высокая потребность в груминге, этот город стоит пятым по выручке во всей нашей сети. Но никто там не смог открыть груминговый салон, поскольку требовалось обучить персонал. А мы смогли.

У нас создана такая система, которая сама себя всем снабжает, даже средствами ухода за животными обеспечиваем себя сами. Это помогает нам стремительно развиваться, потому что схема масштабирования отработана, и мы в этом ни от кого не зависим.

Косметика для лысеющих шпицев

Компания Groom уже выросла из малого бизнеса. Ее команда, не считая салонов франчайзинговой сети, насчитывает 268 сотрудников, из них в управляющей компании (колл-центр, маркетинг, администрация) работают десять человек. Среднегодовой рост выручки компании равен 20%, а за 2022 год выручка увеличилась на фантастические 65% до 154 млн рублей. За прошлый год постригли 98 600 собак и кошек, если всех их поставить в живую очередь, то получится расстояние от Екатеринбурга до Ревды. К слову, в салоны Groom приводят также коз, енотов, морских свинок, декоративных лис, попугаев (последним стригут когти). Здесь красили даже декоративную домашнюю овечку и наводили красоту тигренку.

Компания выходит на зарубежные рынки. В августе прошлого года открылся первый салон Groom (также по франшизе) в Алма-Ате, сейчас там же открывается второй салон и академия груминга.

из личного архива Дарьи Гоц

Но Дарью Гоц интересует не только географический охват, но и углубление специализации: «Мы стали инициаторами научного исследования по созданию генетического теста на такое распространенное заболевание у шпицев, как алопеция Х (облысение). У многих собак этой породы через полтора года начинает выпадать шерсть. Люди покупают пушистого щенка, и получается лотерея — облысеет он или нет. Мы занялись этой проблемой, провели исследование, консолидировали знания, развеяли некоторые мифы, чтобы люди не гадали на кофейной гуще и тем более не обвиняли в этом грумеров. Разъяснили ряд вопросов, а дальше это переросло в научное исследование. Дизайн-исследование подготовила кафедра биоинженерии Донского государственного технического университета. Сейчас мы становимся резидентами технопарка Сколково как раз с проектом по алопеции Х и параллельно работаем над созданием косметического средства для решения этой проблемы».