Кооперация сейчас важнее конкуренции

Ирина Перечнева
24 апреля 2023, 00:00

Как университеты в рамках программы «Приоритет 2030» меняют подходы к организации исследовательской деятельности

Валерий Шарифулин/ТАСС

В Москве прошел «Международный Салон образования». (ММСО.ЕХРO.) Более 200 ведущих организаций всех уровней обсуждали ключевые тренды системы образования. Несколько дискуссионных сессий были посвящены предварительным результатам реализации программы «Приоритет 2030».

Программа, напомним, была принята для повышения научно-технологического потенциала университетов и научных организаций. Благодаря концентрации ресурсов и применению набора инструментов, к 2030 году в России появится более ста прогрессивных современных университетов.

Инструменты научного роста

Сейчас участниками программы являются 119 университетов-страны из 50 регионов.

В 2021 году в список вошли пять из Уральского федерального округа: Тюменский государственный медицинский университет, Тюменский государственный университет, Уральский государственный горный университет, Уральский федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет. В 2023 году к ним добавились Сургутский государственный университет и Уральский государственный медицинский университет.

По словам руководителя Социоцентра (оператор программы), профессора Андрея Келлера, программа должна объединить образование, науку и промышленность. Это ее главная цель.

Многие вузы и до этого занимались исследованиями. Однако научные разработки часто не доходили до реального внедрения. Сейчас разработан ряд инструментов, повышающих эффективность применения результатов научных исследований для промышленности и экономики.

И это не только финансовые ресурсы, хотя этот фактор можно считать ключевым.

В 2023 году объем финансирования программы составит более 32 млрд рублей. Среди нефинансовых инструментов, например, — создание коллабораций.

— Мы работаем над проектом «Социальное программирование социальной среды будущего». Наша задача — не только провести исследование самим, но и найти всех, кто работает в России на смежные темы.

А это МГИМО, ВШЭ и другие партнеры, — делится президент Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская.

По ее словам, такой подход повышает результативность: «Мы все разрабатываем разные продукты, но научная область у нас одна — социальное программирование, и развиваем мы ее сообща».

По мнению Марины Боровской, на первом этапе реализации программы «Приоритет 2030» именно создание такого партнерского сообщества можно считать главным результатом.

В сотрудничестве университетов и компаний из разных секторов экономики уже появляются первые результаты исследовательских работ

Еще одна особенность программы — ориентация на практику.

Опять же в отличие от прошлых лет перед университетами ставится задача не просто заниматься исследованиями. Они вместе с индустриальными партнерами работают на общую государственную задачу, которая может меняться в зависимости от внешних факторов и государственного курса. Сегодня это формирование технологического суверенитета страны. Поэтому вопросы перед вузами ставятся конкретные, говорит Андрей Келлер: «Мы хотим понимать, какая доля выполненных исследований ушла в реальный сектор экономики и нашла в нем применение? Какой эффект дает исследовательская политика университета для развития региона и отрасли и страны в целом?».

Наставники и кадры

Для того чтобы ответить на эти вызовы, университетам придется выстраивать совершенно новую кадровую политику. Она базируется на привлечении молодых ученых и специалистов из реального сектора, которые могут транслировать свой опыт в образовательный процесс.

При общем наборе инструментов каждый вуз, тем не менее, формирует свою модель реализации задач, поставленных в программе «Приоритет 2030». Так, по словам ректора Российского химико-технологического университета (РХТУ) Ильи Воротынцева, его университет запустил проект «Химический десант»: «Мы активно ездим по регионам, где развита химическая отрасль. Собираем на одной площадке ученых и представителей промышленных предприятий».

Чтобы растить кадры на перспективу, РХТУ в рамках проекта создал образовательную траекторию «Менделеевский класс». Она направлена на повышение уровня преподавания химии и других естественно-научных дисциплин.

— Кооперация сейчас важнее, чем конкуренция, поэтому мы придерживаемся принципов открытости, — подчеркивает Илья Воротынцев.

Томский политехнический университет (ТПУ) за основу взял идею создания передовой инженерной школы.

— Мы сознательно пошли в сложную тему энергетики и выбрали двух полярных партнеров — Росатом и Газпромнефть, — рассказывает ректор ТПУ Дмитрий Седнев. — При всей разности их объединяет общая потребность в современных цифровых решениях, которые стали недоступны в связи с политикой эмбарго.

По мнению Дмитрия Седнева, сегодня остро стоит вопрос развития систем моделирования, систем новых технологических процессов, химических технологических процессов для энергетики: «При этом необходимы новые кадры, которые будут эти продукты не только создавать, но и эксплуатировать. Поэтому сейчас, как никогда, повышается роль наставников. Они сыграют ключевую роль в подготовке инженеров нового поколения».

Наука для жизни и бизнеса

Так, в сотрудничестве университетов и компаний из разных секторов экономики уже появляются первые результаты исследовательских работ. К примеру, ученые ТПУ разработали системы производства нового типа топлива — газовых гидратов. Томский политех стал третьим научным центром в стране, которому удалось организовать производство газовых гидратов, при этом он стал первопроходцем в вопросе создания установки по сжиганию.

Технология позволит применять гидраты при выработке тепловой и электрической энергии в двигателях различного назначения с минимальным ущербом для экологии.

Команда Вавиловского университета создала интеллектуальную систему управления поливом: «Система определяет фактическую влажность почвы на разных глубинах и прогнозирует дату следующего полива. Разработка позволит добиться высоких урожаев при возделывании сельскохозяйственных культур и снизить энергетические затраты», — рассказывают в университете.

Разработки ученых Вавиловского университета апробированы в учебно-научно-производственном объединении «Поволжье» и в фермерских хозяйствах Саратовской области.

Южный федеральный университет выбрал тематику в соответствии с ключевой отраслевой специализацией экономики региона — сельским хозяйством. Специалисты вуза активно развивают технологии по защите почвы.

Ученые, в частности, создали карту почв и разработали веб-приложение «Карта метагенома Ростовской области». Это необходимо для изучения и визуализации распределения микробного биоразнообразия: «Применение такого инструмента позволит оценивать нагрузку почвенного микробного сообщества и его генетического потенциала для здоровья почв и окружающей среды», — говорят специалисты.

Много научных работ в рамках программы посвящено поиску решений в области здравоохранения. Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермский политех) провел исследование, которое выявило наименее прочные места и причины разрывов в конструкции коронарных стентов, используемых для расширения кровеносных сосудов. Для контроля свойств изделия была разработана точная математическая модель, которая позволит снизить риск разрыва аорты у пациента.

Университеты также активно участвуют в программах импортозамещения. Ученые и инженеры Новосибирского государственного технического университета НЭТИ (НГТУ НЭТИ) разрабатывают зарядные станции для электромобилей, которые способны заменить иностранные аналоги.

Уникальность технического решения состоит в том, что зарядную станцию можно подключать к подстанциям городского электротранспорта. В настоящее время проводятся работы по интеграции накопителя энергии в состав зарядной станции и созданию специализированного контроллера и ведутся переговоры о внедрении разработки в регионах России.

Как видно, полученные результаты исследований в рамках программы имеют как фундаментальное значение, так и практическое применение.