Профессионализм соответствует масштабу задач

Павел Кобер
26 июня 2023, 00:00

Реагируя на возникающие вызовы, Группа Синара открывает новые направления бизнеса и начинает новые проекты

В октябре планируется завершить приемочные и сертификационные испытания нового полностью отечественного скоростного электропоезда «Ласточка-М» серии ЭС104
Читайте Monocle.ru в

Как диверсифицируются холдинги Группы Синара, в каком направлении развивается производство скоростных электропоездов, где планируется использовать самых мощный отечественный тепловоз, каковы наиболее значимые проекты в девелоперском бизнесе, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский.

Михаил Ходоровский: «Группа Синара занимает около 85% отечественного рынка путевого машиностроения, удерживает первое место в промышленном сегменте локомотивов»

Время достижений

— Группа Синара — одна из крупнейших в России частных диверсифицированных компаний. Какие направления вашей деятельности сегодня выходят на первый план в связи с существенными изменениями в мировой и отечественной экономике?

— Для Группы Синара последний год стал временем вызовов — и временем достижений. Мы вновь доказали себе, что и в кризисной ситуации можно открывать новые направления бизнеса, начинать новые проекты. Да, безусловно, усложняются задачи, но профессионализм как раз и состоит в том, чтобы соответствовать их масштабу.

При этом важно понимать, что достижение успеха должно сочетаться с заботой о людях. В этом проявляется наша ответственность перед сотрудниками и партнерами.

Все основные холдинги Группы Синара динамично развиваются и за последние три года были существенно диверсифицированы. Так, в холдинге «Синара — Транспортные Машины» появились новые компании, в том числе занимающиеся развитием городского транспорта и концессионным управлением, производством компонентов тяговых электродвигателей для подвижного состава, сервисом железнодорожных путей. Расширила компетенции компания «Синара Алгоритм», которая вместе с инжиниринговыми подразделениями осуществляет разработки инновационных моделей техники, постановку их на производство и сертификацию.

Если говорить о направлениях, где Группа Синара занимает лидирующие позиции, то это, прежде всего, производство электровозов постоянного тока и скоростных электропоездов. Мы занимаем около 85% отечественного рынка путевого машиностроения, удерживаем первое место в промышленном сегменте локомотивов.

Среди перспективных направлений можно выделить проекты, обеспечивающие сложные комплексные поставки для строительства и обслуживания крупных технологических объектов и инфраструктурных проектов.

В прошлом году в контуре Группы Синара появилась компания «КриоГаз», развивающая бизнес по производству и поставке технических газов: кислорода, азота и аргона. Ее производственные площадки расположены в Центральном, Северо-Западном, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а продукция поставляется крупным металлургическим и химическим комбинатам.

— Как машиностроительный дивизион «Синара — Транспортные Машины» содействует появлению в России новых образцов подвижного состава? Расскажите о наиболее значимых разработках СТМ, которые мы сможем увидеть в ближайшей перспективе.

— Безусловно, одной из наиболее значимых разработок стал новый полностью отечественный скоростной электропоезд «Ласточка-М» серии ЭС104, к работе над которым завод «Уральские локомотивы» приступил в прошлом году. Уже в октябре планируется завершить приемочные и сертификационные испытания, и надеюсь, что до конца года поезд выйдет в регулярные рейсы на железные дороги страны.

Кроме уникального отечественного асинхронного двигателя и тягового оборудования, у ЭС104 появится новая маска с улучшенными аэродинамическими свойствами. Созданная модель станет базовой платформой для целой линейки скоростных электропоездов, оснащенных российским тяговым оборудованием, включая двигатели. Благодаря универсальности разработки в дальнейшем можно будет проектировать и выпускать поезда под любые запросы и требования перевозчиков: с высоким ускорением (до 1 м/с) для больших агломераций и для регионов с небольшим пассажиропотоком.

Еще одна разработка холдинга СТМ — магистральный тепловоз 2ТЭ35А. Это самый мощный тепловоз в России, по тяговым свойствам он заменяет три секции шестиосных локомотивов. Конструкцией предусмотрены современные цифровые решения для облегчения труда машиниста и повышения безопасности движения. Локомотив создан для работы на магистральных путях Восточного полигона, а в перспективе — неэлектрифицированных участках БАМа и Северного широтного хода.

Развивается производство путевой техники, создаются ее новые виды — наши предприятия приступили к производству новой скоростной платформы для контейнерных перевозок, современного модуля пожаротушения, снегоуборочного поезда. Ведется разработка нового рельсошлифовального поезда.

— В марте 2023 года был дан официальный старт работы Челябинского завода городского электрического транспорта. Как сегодня развивается это производство?

— Отмечу, что это завод полного цикла, построенный в рекордные сроки — за 8 месяцев. Здесь действуют заготовительное производство, сварочный участок, антикоррозионная обработка каркаса кузова, сборка, испытательный блок и сдаточный участок. До конца июля этого года завод выпустит 32 машины, а первые 15 троллейбусов «Синара-6254» уже успешно прошли обкатку на городских маршрутах. Всего в рамках концессионного соглашения Группа Синара поставит Челябинску 168 машин, часть из которых — с автономным ходом, а также проведет модернизацию контактной сети и инфраструктуры, включая депо.

При наличии соответствующего спроса мощности завода позволяют производить до 1200 машин в год. При этом потребность регионов в обновлении подвижного состава очень велика, и я уверен, что троллейбусы производства ЧЗГЭТ будут востребованы и в других городах страны. Это современные машины с увеличенной площадью остекления и расширенными дверными проемами, которые гарантируют удобную посадку и высадку пассажиров, в том числе маломобильных.

По госконтракту работы по строительству второй части кампуса Уральского федерального университета должны завершиться осенью 2025 года

Современная система управления электродвигателем обеспечивает максимальную общую энергоэффективность троллейбуса в среднем на 15% выше, чем у аналогов, а запас автономного хода даст возможность проложить маршрут в районы, не оборудованные контактной сетью. И конечно, в машине предусмотрено всё необходимое для обеспечения комфорта водителя и пассажиров — от эргономичного водительского кресла и климатической системы до USB-слотов и современных систем информирования.

Здесь же, на площадке ЧЗГЭТ, планируется производство электробусов.

Город в городе

— Какие наиболее значимые проекты в девелоперском портфеле Группы Синара?

— Сейчас повышенное внимание закономерно приковано к району Новокольцовский в Екатеринбурге. В июне 2023 года Синара-Девелопмент завершила строительство объектов Международного фестиваля университетского спорта. После окончания соревнований самый современный в стране Дворец водных видов спорта станет доступен для профессионалов и любителей плавания, а остальные объекты — пять комплексов общежитий, общественный и медицинский центры, тренировочное поле — станут частью кампуса Уральского федерального университета.

Здесь же, в Новокольцовском, мы приступаем к строительству второй части кампуса: возводятся учебные корпуса Института радиоэлектроники и информационных технологий, Института экономики и управления, а также Специализированного учебно-научного центра для школьников (СУНЦ). Проект строительства кампуса УрФУ реализуется по поручению Президента России в рамках нацио­нального проекта «Наука и университеты». В строгом соответствии с госконтрактом завершим работы осенью 2025 года. Жить студенты будут в уже построенных общежитиях, которые рассчитаны на 8,5 тыс. человек.

Мы тесно взаимодействуем с УрФУ и совместно стремимся создать новые уникальные возможности для студентов и школьников. Например, в СУНЦе планируется создать лаборатории механики, робототехники, астрономии, молекулярной физики, оптики и укомплектовать их самым современным оборудованием. В Институте радиоэлектроники и информационных технологий появятся лаборатории исследований сигналов и изображений методами искусственного интеллекта, радиолокации и радионавигации, метрологии и радиоизмерений, центр российских вычислительных технологий и многое другое.

Рядом с кампусом УрФУ планируется строительство технопарка электронной промышленности. Таким образом, на юго-востоке уральской столицы будет образован мощный науч­но-образовательный кластер. А принимая во внимание тот факт, что в районе продолжается активная жилая застройка, Новокольцовский станет «городом в городе» — здесь будут жилье, школы, детские сады, спортивные комплексы, рабочие места и, надеюсь, вся необходимая инфраструктура для комфортной жизни.

— Одно из направлений деятельности Группы Синара — туристско-рекреационный бизнес. Есть ли в этой сфере масштабные проекты?

— В Карачаево-Черкесии мы приступили к реализации проекта «Архыз-1700», который является развитием действующего курортного поселка, возведенного в ущелье Архыз на более низкой высоте. Мастер-планирование предусматривает размещение на территории в 13,6 га гостиниц категорий от 3 до 5 звезд и горнолыжных трасс по стандартам ski in/ski out. Учитывая опыт реализации Группой Синара проекта по строительству всесезонного курорта Архыз, предложены решения по замещению технологического оборудования комплексов, систем динамического освещения и обеспечения контура безопасности. Уверен, что «Архыз-1700» придаст импульс развитию всей туристической сферы республики.

Также с Правительством Свердловской области прорабатываем частную концессионную инициативу по  реализации проекта комплексного развития горнолыжного курорта «Гора Белая». Это будет одна из первых в стране концессий в сфере туризма.