В Екатеринбурге отгремел тринадцатый Иннопром, который стал рекордным по многим показателям. В общей сложности на площади 50 тыс. кв. м в четырех павильонах МВЦ «Екатеринбург-Экспо» было представлено около 1100 экспонентов (в том числе 400 — в рамках Седьмого Российско-Китайского Экспо). Китайские компании заняли весь четвертый павильон. Национальная экспозиция страны-партнера — Белоруссии разместилась на площади 3000 кв. м, где были представлены 130 белорусских компаний.
Всего в Иннопроме-2023 приняли участие представители 35 иностранных государств, в том числе профильные министры из Армении, Белоруссии, Зимбабве, Казахстана, Киргизии, Мьянмы, Таджикистана, Узбекистана, Шри-Ланки и Эфиопии. Официальные делегации Белоруссии и Казахстана возглавили премьер-министры.
Как сообщили организаторы Международной промышленной выставки, за четыре дня Иннопром посетили 46 тысяч человек. В рамках работы зоны B2B прошло более 3 тысяч встреч, в интерактивной зоне «Диалог с торгпредом» состоялось свыше 1400 деловых встреч российских компаний с торговыми представителями Российской Федерации в 53 иностранных государствах. Деловая программа Иннопрома-2023 включала в себя более сотни мероприятий, в которых приняли участие 540 спикеров.
Замена опоры
В чем причина роста интереса к выставке? Можно иронизировать по поводу инноваций в промышленности Зимбабве или Эфиопии, но наш бизнес изголодался по очным деловым контактам, которые в последние годы были затруднены из-за пандемии и виражей геополитики. Чтобы выжить и развиваться, компании вынуждены выстраивать новые технологические цепочки и новые логистические маршруты, а еще постоянно держать нос по ветру, улавливая намечающиеся перемены. Иннопром как раз про это.
— Иннопром — очень важная площадка для обмена мнениями и лучшими практиками, для поиска оптимальных путей развития ключевых отраслей. Мы видим, что интерес к российской экономике не только сохраняется, но и растет, несмотря на все попытки оппонентов отрезать нас от глобальных производственных цепочек, логистических маршрутов и систем финансовых расчетов, — отметил посетивший выставку российский премьер Михаил Мишустин. — Иннопром — это уникальная возможность, чтобы всем вместе обсудить идеи и предложения, которые позволят преодолеть существующие риски и угрозы.
По словам премьера, важная задача, которую предстоит решить в ближайшее время, — повышение устойчивости производственной сферы в новых условиях. «Для этого нужно максимально снизить влияние неблагоприятной внешней конъюнктуры, а значит, необходимо достичь полноценного технологического суверенитета во всех без исключения критически значимых отраслях. Конечно, это серьезный вызов для нашей промышленности. Но возврата к прежним моделям работы с опорой на импорт иностранных технологий уже не будет», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Поэтому правительство чуть более месяца назад утвердило концепцию технологического развития страны, которая даст мощный импульс реализации таких ключевых направлений, как станкостроение, радиоэлектроника, малотоннажная химия, судо- и авиастроение. Среди других сфер — создание газовых турбин большой мощности, дизельных и поршневых двигателей, беспилотных воздушных судов, медицинских изделий, лекарств. Всего таких мегапроектов будет развернуто не менее десяти с гарантированным финансированием на весь срок реализации.
Их выполнение также поможет становлению всей технологической цепочки производства сырья, материалов, компонентов и комплектующих. Соответственно, обеспечит максимальную независимость и самодостаточность нашей промышленности в целом.
Белорусы больше не конкуренты
Значимая роль в обретении технологического суверенитета отводится научному и промышленному партнерству с Белоруссией, в чем можно было убедиться на Иннопроме. В рамках межправсоглашения к настоящему времени утверждены 16 совместных проектов в области промышленной кооперации на общую сумму почти 80 млрд рублей. Практическая работа почти по всем из них уже началась.
Кроме того, совместные проекты выполняются по каждому из 11 приоритетных отраслей, определенных в программе Союзного государства по формированию единой промышленной политики. Это радио- и микроэлектроника, фармацевтическая, легкая и автомобильная промышленность, тяжелое, нефтегазовое и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, химия и нефтехимия. Так, для российских автопроизводителей комплектующие изготавливают уже десятки белорусских заводов, а наши компании выпускают современные эффективные двигатели для белорусской спецтехники (кстати, в текущем году объемы производства силовых установок в России должны превзойти максимальные показатели СССР).
— Важно, что совместные инвестпроекты решают вопросы кооперации и импортозамещения, — прокомментировал на Иннопроме вице-премьер Республики Беларусь Петр Пархомчик. — Например, когда-то были разные подходы между Ростсельмашем и Гомсельмашем. Казалось, что будет недостаточно того рынка, на котором они присутствуют. Но сегодня оба эти предприятия реализуют совместный проект, который позволяет увеличить производство сельскохозяйственной техники в Республике Беларусь и обеспечить необходимыми комплектующими Ростсельмаш.
В прошлом году на Гомсельмаше было выпущено 500 комплектов редукторов, а в этом году этот показатель вырастет кратно.
Соглашаясь с белорусским коллегой, зампредседателя правительства — министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров сообщил, что за прошедший год в экономическом сближении России и Белоруссии сделано больше, чем за все предыдущие 20 лет: «Можно долго говорить о том, что мы братские народы, что у нас близкие, дружеские отношения. Но когда мы подходим к вопросам экономики, производственной кооперации, то всегда возникает вопрос конкуренции, целесообразности и эффективности тех или иных проектов. Могу сказать честно: предыдущие несколько десятилетий российский рынок, как и белорусский, был занят зарубежными партнерами (теперь уже в кавычках). Даже российскому товару, а не то что белорусскому, было достаточно сложно попасть на наш внутренний рынок.
Но произошло то, что произошло. И случилось это не в прошлом году, а где-то с 2014 года, когда мы стали в рамках Союзного государства более осознанно выстраивать политику единой промышленной составляющей. Какое-то время занял процесс притирки наших производственных партнеров — начиная традиционно с сельскохозяйственного машиностроения и заканчивая космосом. Буквально недавно добавилось новое направление — авиация. Здесь мы находим общее решение, те ниши, где было бы выгодно создавать новые совместные авиационные продукты. На повестку мы поставили региональный 19-местный самолет. Думаю, что это будет хорошим началом для последующего сотрудничества. Плюс кооперация в области авиационной промышленности, в том числе по поставке компонентов для наших текущих программ. Это «Суперджет», МС-21, 44-местный самолет «Ладога». Рассчитываем, что этим наше сотрудничество не ограничится».
Напомним, что турбовинтовой региональный самолет ТВРС-44 «Ладога» разрабатывается Уральским заводом гражданской авиации (Екатеринбург) с учетом особенностей эксплуатации в труднодоступных регионах со сложными климатическими условиями. Эта машина с высоким расположением крыла призвана занять лидирующие позиции в классе региональных самолетов вместимостью 40 — 50 пассажирских кресел за счет высоких летно-технических характеристик, способности работать со слабо подготовленных и коротких взлетно-посадочных полос и низкой стоимости эксплуатации.
Денис Мантуров анонсировал на Иннопроме еще одно важное направление российско-белорусского сотрудничества — в сфере электроники и микроэлектроники:
— Без технологического суверенитета в электронном машиностроении мы всегда будем зависеть от поставок электронных компонентов из-за рубежа, даже из дружественных стран, которые нам сегодня эти компоненты поставляют. Поэтому, складывая компетенции сильной школы фотоники в России и те компетенции по электронному машиностроению, которые есть в Белоруссии, уверен, мы обеспечим в перспективе двух-трех лет производство совместных продуктов.
Регион региону — кто?
Очень хочется надеяться, что российско-белорусский путь от конкуренции до сотрудничества в научно-промышленной сфере пройдут и субъекты РФ. Во многих экономически развитых российских регионах с 90-х годов, когда разрушились советские цепочки производственной кооперации, стала формироваться модель промышленного развития с опорой исключительно на местные предприятия. Результат — дублирование масштабных производств. Такая экономическая политика сохраняется до сих пор. Например, на Урале в соседних субъектах Федерации функционируют дублирующие производства сельскохозяйственных тракторов, коммунальной техники, трамваев, троллейбусов, электробусов… Уральские предприятия жестко конкурируют друг с другом, поскольку борются за одни и те же заказы, поэтому объемы их высокотехнологичных производств остаются небольшими. Новое веяние — организация производств беспилотников, о чем заявили одновременно сразу в нескольких российских регионах.
Прервать порочную практику разбазаривания инвестиционных ресурсов (в том числе государственных) для организации дублирующих производств в рамках единой страны могла бы межрегиональная кооперация, которая предполагает развитие специализации регионов и предприятий. Об этом тоже говорили на Иннопроме.
Кто в стране мог бы координировать выстраивание производственной кооперации, да еще и направленной на импортозамещение? Одно из оригинальных решений уже апробировали в Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России (АКИТ).
— Те направления деятельности, которые мы принимаем в начале года вместе с членами нашей Ассоциации, реализуем на всех экспертных площадках страны, включая Международную промышленную выставку «Иннопром». Речь идет о нашем участии в выработке новых либо совершенствовании уже принятых мер государственной поддержки, которые должны быть востребованы участниками АКИТ, — сообщил журналу «Эксперт-Урал» директор АКИТ Михаил Лабудин. — Одно из нововведений — разработанная нами методология выявления инвестиционных проектов в рамках производственных цепочек промышленных кластеров. Буквально неделю назад мы апробировали такую методологию в Башкортостане.
В этой республике создано уже шесть промышленных кластеров, которые внесены в реестр Минпромторга России. Еще два промышленных кластера готовятся войти в этот реестр. Проблема в том, что на каждом из переделов промышленного кластера (от сырья до конечной продукции), как правило, есть огромное количество импортозависимых проектов. Задачей специализированной организации промышленного кластера (управляющей компании) должно стать выявление таких проектов и вовлечение инвесторов в организацию импортозамещающих производств. Важно делать это на уровне не одного, а нескольких промышленных кластеров, чтобы обеспечивать большими заказами будущие производства, в том числе устанавливать межрегиональные кооперационные связи. А чтобы административный орган кластера был равноудален для всех бизнесов, которые входят в кластер, такую функцию может выполнять региональный фонд развития промышленности. ФРП в Башкортостане и стал управляющей компанией сразу для четырех промышленных кластеров. Теперь Фонд должен упаковать проекты по импортозамещению в соответствии с требованиями Минпромторга России, с тем чтобы предлагать потенциальным инвесторам субсидирование затрат по пилотным партиям продукции, льготные кредиты, пониженный социальный налог, региональные меры поддержки непосредственно для промышленных кластеров. Вот тогда бизнесу становится интересно. Дальше будем тиражировать эту методологию на другие российские регионы.
Напомним, что главной темой Иннопрома-2023 стало устойчивое производство. Обрести устойчивость отечественная промышленность может, развивая производственную кооперацию с максимальным использованием научно-технологического потенциала всех организаций страны и задействованием возможностей дружественных стран.
Фото Бориса Яркова и Дмитрия Макурина
Важнейшие соглашения, подписанные на Иннопроме-2023
Дорожную карту по созданию транспортно-логистического центра «Екатеринбург», который является одним из ключевых объектов инфраструктуры в рамках проекта «Сухой порт», подписали Свердловская область, Свердловская железная дорога и уральский филиал компании «ТрансКонтейнер». Документ содержит ключевые этапы создания в ближайшие пять лет крупного ТЛЦ в Сысертском городском округе — на железнодорожной станции Седельниково. В частности, предусматривается проектирование и строительство газораспределительной станции, систем водоснабжения и водоотведения, подъездных автодорог и других объектов.
Группа компаний «КОРТРОС» и Могилевский завод лифтового машиностроения (Белоруссия) подписали соглашение о намерениях. Стороны собираются реализовать инвестиционный проект по размещению в Академическом районе Екатеринбурга, где ведется масштабное жилищное строительство, сборочного производства лифтов (от 500 единиц в год). Старт проекта запланирован в этом году.
Фонд развития промышленности подписал соглашение о предоставлении льготного займа на 5 млрд рублей под 1% годовых предприятию «Механоремонтный комплекс», входящему в группу ММК. Средства пойдут на создание литейно-кузнечного цеха, годовая мощность которого составит порядка 24 тыс. тонн изделий (преимущественно кованые валки). Общий объем инвестиций в проект превысит 14 млрд рублей.
БелАЗ и екатеринбургский завод «Пневмостроймашина» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Документом предусматривается создание в Белоруссии совместного предприятия по производству аксиально-поршневых гидронасосов большой мощности для карьерных самосвалов БелАЗ.
Крупнейший мировой производитель титана — Корпорация ВСМПО-АВИСМА в лице дочернего предприятия «ВСМПО-Новые Технологии» и особая экономическая зона «Титановая долина» подписали соглашение о реализации инвестпроекта по строительству сортопрокатного комплекса на площадке ОЭЗ в Верхней Салде (Свердловская область).
На новых мощностях планируется наладить серийное производство титановой продукции малого диаметра с высоким качеством поверхности для перспективных проектов в авиации, судостроении и медицине. Реализация проекта стоимостью более 21 млрд рублей начнется уже в этом году, старт производства запланирован на 2027 год.
Компания «Сима-ленд» подписала со Свердловской областью соглашения о намерениях, предусматривающие строительство распределительного центра (инвестиции превысят 3,1 млрд рублей) и автоматизированного производственно-складского комплекса «Патруши» (объем инвестиций — свыше 1,8 млрд рублей). Новые мощности появятся в Сысертском городском округе на перспективной площадке ОЭЗ «Титановая долина».
Группа Синара и Свердловская область договорились о сотрудничестве в комплексном развитии одного из якорных объектов туристического кластера «Гора Белая» под Нижним Тагилом. Речь идет о создании новых канатных дорог и горнолыжных трасс, транспортной, инженерной инфраструктуры, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, а также о создании средств размещения и всесезонных активностей. На курорте «Гора Белая» должны появиться до 50 км трасс для единовременного катания 7,5 тыс. человек, будет создано 4,5 тыс. мест размещения.
Свердловская область, Уральский банк Сбербанка, компания «Синара-Девелопмент» и Корпорация развития Среднего Урала заключили соглашение о намерениях по сотрудничеству в создании промышленного технопарка в сфере электронной промышленности в микрорайоне Новокольцовский Екатеринбурга. На территории технопарка «Космос» появятся производственные объекты, технологические линии для контрактного выпуска продукции, испытательный центр, полигон и лабораторные помещения.