Завод бутилированных вод «Квадра» (Первоуральск) вырос из фирмы, которая в 1999 году начала заниматься доставкой водопроводной воды, доочищенной фильтрами «Гербалайф». Первоначально фильтры стояли в доме основателя компании, а клиентская база насчитывала несколько адресов. Позже, в начале 2000-х годов, компания арендовала скважину и производственное помещение в поселке Динас близ Первоуральска. Именно тогда сменился состав учредителей и организация приобрела статус завода.
Нынешний директор и соучредитель компании Оксана Иванова пришла работать на предприятие в 2004 году в качестве директора.
— Ранее я руководила отделом снабжения на молокозаводе, где и получила опыт работы в пищевой промышленности — вспоминает Оксана Иванова. — Когда меня пригласили работать в «Квадру», я уже покупала домой бутилированную воду и понимала, что на рынке мало компаний, которые поставляют качественный продукт. Задача вывести завод на новый уровень мне показалась интересной.
Перемены и кризис
Первое, что сделала Оксана Иванова, — поменяла систему водоподготовки. Предыдущая устарела и не справлялась с объемами поставок воды — к тому времени количество клиентов у «Квадры» увеличилось до двух-трех сотен.
— Первоначально система была такая: механические фильтры убирали из воды взвеси. Затем работала система обратного осмоса, которая полностью очищала воду до дистиллированной, что не очень хорошо для организма, потому что из нее удаляются не только вредные, но и полезные для человека микроэлементы. Наконец, вода облучалась ультрафиолетом, который убирал ее микробиологию, — объяснила Оксана Иванова. — Мы усилили каскад механических фильтров, а вместо обратноосмотических поставили нанофильтры, которые регулируют химический состав воды: убирают 60% веществ, а 40% оставляют. Так в воде в растворенном виде сохраняются необходимые соли, но при этом они не выпадают в осадок при кипячении.
В 2008 году, когда грянул очередной экономический кризис, Иванова вошла в число соучредителей завода, предложив программу развития производства. Во-первых, была куплена клиентская база из тысячи заказчиков в Екатеринбурге. Во-вторых, появилась возможность взять в компанию высококлассных специалистов, которые лишись работы в связи с закрытием нескольких предприятий.
— Это были профессионалы инженерно-технического профиля. Мне сложно было бы привлечь их, если бы не начался кризис, и я очень боялась, что у меня не хватит средств на оплату их труда. Я предложила им большие (по меркам малого бизнеса) деньги и расписала программу по развитию производства на ближайший год. В итоге план мы выполнили досрочно — в 2008 году у нас появилась первая автоматическая линия, — рассказала Оксана Иванова. — Теперь вода на заводе не разливалась вручную, а стала проходить через автоматическую установку.
То есть человек запускал тару на конвейер, она поступала на мойку, проходила через машину розлива и укупора. А лайфхак стратегии роста в кризис мы взяли на вооружение и в каждый кризисный период принимали лучших, покупали клиентскую базу или расширяли производственную площадку.
Переезд и социальная нагрузка
Следующим критически важным этапом развития для завода стала смена скважины и производственной площадки.
— После десяти лет работы мы были поставлены перед фактом: без объяснения причины нам не продлили аренду, хотя мы являлись добросовестными арендаторами. Нам предстояло найти новое водное месторождение, у которого должно быть несколько зон санитарной охраны, потому что нам нужна питьевая вода высокого качества. Кроме того, рядом необходимо место под размещение производственной площадки. Отыскать такой объект было сложной задачей. Я искала производственную площадку и параллельно продумывала варианты закрытия бизнеса и продажи клиентской базы, — поделилась собеседница нашего издания.
Учредители завода кинули клич по всем знакомым предпринимателям, и один из них подсказал, что есть скважина, которой некому заниматься. Она находилась на территории совхоза Первоуральский в собственности у индивидуального предпринимателя, но была ему обузой, так как снабжала холодной водой около тысячи потребителей и требовала вложений.
— Приобретя это месторождение, мы столкнулись со сферой коммунальных услуг, совершенно непонятной нам. У нее своя сложная нормативная база, которую нам пришлось освоить в короткий срок. Мы сразу попали в разряд регулируемых организаций — гарантирующих поставщиков ресурсов, тарифы которым устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Этот вид деятельности мы до сих пор воспринимаем как социальную нагрузку, — поясняет Оксана Иванова.
Новые владельцы скважины произвели изменения в системе холодного водоснабжения: во-первых, заменили старые отечественные насосы на более мощные импортные, а во-вторых, отказались от системы подачи воды через водонапорную башню, взамен поставив частотный преобразователь — электронное устройство, которое позволяет автоматически поддерживать в сетях нужное давление воды. Все это улучшило подачу воды населению.
Новые технологии
— Параллельно мы ведем бизнес там, где можем действовать более свободно. У нас есть линия водоподготовки. И основной продукт, которым мы занимаемся, — вода в емкостях по 19 литров, — объясняет Оксана Иванова.
По ее словам, на новом производственном участке продолжили улучшать качество воды за счет установки более совершенных фильтров. Кроме того, в 2023 году добавился еще один этап очистки — озонирование. Теперь после обработки ультрафиолетом вода попадет в накопительные емкости и насыщается озоном.
— Если через ультрафиолет вода проходит практически мгновенно, и это не до конца надежный способ обеззараживания, то озон действует на протяжении нескольких часов, в конце концов распадаясь на кислород и воду. Вода становится полностью безопасной, — заверила предприниматель.
5 шагов к успешному бизнесу от Оксаны Ивановой
- В кризис 2008 года мы могли умереть, но приняли решение развиваться: взяли специалистов, внедрили автоматизацию, увеличили объем розлива.
- Вступление в 2010 году в профессиональный союз производителей бутилированных вод позволило нам учиться у лучших российских компаний.
- В 2012 году мы начали внедрять CRM и переходить на цифровые технологии.
- Внедрение в 2016 году международной системы менеджмента безопасности пищевой продукции повысило качество продукции, вывело нас на новый уровень производства.
- В 2020 году, вопреки новому кризису, мы расширили производст-венные площадки, так как были стеснены в складских помещениях.
Как в хирургии
В 2010 году компания вступила в профессиональный Союз производителей бутилированных вод. Став его членом, завод получил доступ к лучшим российским производственным практикам и стандартам обслуживания.
— Мы учились у московских компаний: как вести документацию, следовать законодательству, отслеживали благодаря профессиональным встречам новые тенденции на рынке. Это до сих пор помогает нам развиваться, — уверена Оксана Иванова.
В 2016 году на заводе разработали и внедрили систему безопасности пищевой продукции, обучили персонал и сразу прошли международную сертификацию по системе ISO 22000 в швейцарской фирме.
— На каждом этапе производства у нас действуют регламенты. Предприятие зонировано, весь инвентарь имеет определенную цветокодировку. Например, в зоне подготовки тары и на складах уборочный инвентарь может быть только синего цвета. В чистой зоне — только белого цвета. В туалете — красного. Ни в коем случае мы не должны увидеть в помещении инвентарь неподходящего цвета. Это позволяет избежать перекрестного загрязнения. Люди могут ходить только определенными маршрутами — из грязной зоны нельзя переместиться в чистую, не пройдя через санпропускник. Это комната, в которой человек меняет одежду, предназначенную для складских помещений, на санитарную (в том числе надевает шапочку, убирает волосы, снимает украшения), моет и дезинфицирует руки, надевает перчатки, бахилы, выходит через санитарные коврики на линию, где разливается вода. Везде на предприятии визуализация — что нужно делать, изображено на картинках. В производственных помещениях у нас установлены рециркуляторы воздуха, которые работают в присутствии людей, и ультрафиолетовые лампы, которые включаются, когда все уходят. Когда к нам приходят проверяющие, они замечают, что примерно такая система очистки воздуха действует в хирургических помещениях, — объясняет директор «Квадры».
Цифра в помощь
— Водный бизнес — это не просто производство воды, но и услуга для потребителя, — говорит Оксана Иванова. — У нас должен быть не просто хороший продукт, но и удобная и правильная доставка. Сейчас весь наш бизнес построен на цифровых технологиях. Поскольку клиентов много, то обрабатывать заказы дедовскими методами мы не можем, — рассказывает Оксана Иванова.
С 2012 года компания внедрила CRM (систему управления взаимоотношениями с клиентами), которая была разработана специально под водный бизнес.
— Мы внесли в нее данные обо всех заказчиках из наших бумажных каталогов, систематизировали по адресам, начали видеть историю каждого клиента в одном месте. Постепенно в эту систему мы вводили новый функционал. Сначала это было логистическое звено, когда адреса стали распределяться по автомобилям именно внутри CRM, было видно, как на карте расположены точки адресов. Потом мы поняли, что не справляемся с телефонными звонками — начали ускорять время приема заявок. Когда звонил человек, автоматически открывалась его карточка с историей заказов, звонков, претензий, договоренностей. Появилась функция повтора заказа. У менеджера сократилось время приема заказа. Но вскоре и этого стало недостаточно. Мы разработали мобильное приложение, внедрили голосового робота, провели интеграцию сайта, CRM и мобильных приложений для клиентов и водителей. Теперь менеджер уже не обрабатывает заказы, а водитель сам нажимает кнопку «заказ выполнен», и данные поступают в CRM, — рассказала директор «Квадры».
Клиенты могут сделать заказ через мобильное приложение, сайт, голосового робота по телефону — робот идентифицирует, спросит, повторить ли заказ. Менеджеры принимают нестандартные звонки и работают с новыми клиентами.
С 2022 года бутыли с водой на предприятии проходят обязательную маркировку по системе «Честный знак», которая позволяет отследить путь каждой бутылки до клиента, что также поддерживается мобильным приложением.
— В будущем мы хотим сделать мобильное приложение настоящей экосистемой, где можно будет оценивать качество доставки и продукции, общаться, зарабатывать бонусы и даже развлекаться, — поделилась планами Оксана Иванова.
Прорыв с СОФПП
Завод на постоянной основе работает со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства.
— Мы уже трижды получали льготные займы от СОФПП. Первый кредит нам дали в мае 2020 года под 4,25% при рыночных ставках 15 — 16%. Деньги мы потратили на расширение производственной площадки. Второй транш в 2021 году был взят на ее ремонт. А третья сумма в 2023 году — на продолжение ремонта. И сейчас мы практически полностью освоили эту часть здания, увеличив площади почти в четыре раза с 2013 года, — рассказала предприниматель.
Также завод является участником программы СОФПП под названием «Прорыв», в которую входит бесплатное обучение производственным практикам.
Клиенты и продукты
Компания работает только по Свердловской области. Производственная площадка по-прежнему находится в Первоуральске, но основной рынок сбыта — Екатеринбург, где располагается склад-офис. Помимо этого, воду возят в Первоуральск, Ревду, Верхнюю Пышму, Среднеуральск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Березовский, Сухой Лог, Богданович.
Сейчас у компании порядка 8 тыс. клиентов. Сюда входят физические лица (около 60% адресов) и предприятия области (40% адресов). При этом основную выручку дают юридические лица (70% от всего объема реализации).
— Репутация фирмы в какой-то момент начала работать на компанию, поэтому у нас никогда не было отдела продаж, только отдел обслуживания. Новых заказчиков мы привлекаем через интернет и сарафанное радио, — говорит Оксана Иванова.
В планах компании нет расширения географии. Развиваться предприятие предполагает за счет расширения линейки продукции — планирует продавать газированную воду, воду, насыщенную кислородом (выпускается за счет дополнительного озонирования), а также продавать лечебно-столовую воду, сотрудничая с другими организациями из профессионального союза.