Арктический вертолёт – не только для военных

Ирина Федотова
14 февраля 2017, 10:11

Новейшие технические решения, реализованные на арктическом военном вертолете Ми-8АМТШ-ВА могут быть использованы на вертолетах гражданского назначения, - рассказали «Эксперт Online» в холдинге «Вертолёты России». Пока их продолжают испытывать в арктических широтах.

Читайте Monocle.ru в

Как ожидается, именно гражданская версия новой модели «арктического» вертолета будет востребована для экспорта. Потенциальные заказчики гражданской версии – как у нас, так и за рубежом – это компании и организации, работающие в зоне Арктики. Прежде всего,  нефтегазового сектора, геологоразведки, транспорта и др.

Что нового?

Как сообщили «Эксперт Online» в пресс-службе холдинга, на вертолёте Ми-8АМТШ-ВА установлена не имеющая аналогов система оперативного запуска двигателей при температурах до минус 60°С при безангарном базировании машины. Система работает от вспомогательной силовой установки ТА-14. Грузовая кабина вертолета оснащена специальной теплоизоляцией, системой обогрева, средствами для разогрева горячих пайков и воды, теплоизоляционными шторами. Для полетов в условиях безориентирной местности и полярной ночи на машине установлено новейшее навигационное и радиооборудование, в том числе цифровой автопилот и инерциальная система навигации, работающая при отсутствии спутниковых сигналов. В машине используются устойчивые к низким температурам тефлоновые шланги – в  масляной, топливной и гидро системах.

Вертолет оснащен  мощными двигателями ВК-2500 петербургского завода АО «Климов», — ведущего российского разработчика газотурбинных двигателей, входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию ( «ОДК») «ОБОРОНПРОМа». Они, в частности, обеспечивают высокий уровень безопасности полетов над водой. Двигатели "Климова" позволяют продолжать полёт даже при отказе одного из двигателей, а при необходимости осуществить набор высоты. Испытаниями подтверждена дальность полета при установке дополнительных топливных баков  - более 1400 километров.

Для экипажа  предусмотрены морские спасательные костюмы, удерживающие на плаву не менее 12 часов. Вертолет укомплектован коллективными и индивидуальными средствами спасения, в т. ч.  спасательными плотами и аппаратурой для поиска терпящих бедствие.  Высокая заметность средств спасения при аварии (даже при низком уровне освещенности) обеспечивается   цветографической схемой окраски и благодаря использованию многослойного светоотражающего покрытия.

В рамках исполнения государственного оборонного заказа холдинг  уже поставил несколько арктических вертолетов Ми-8АМТШ-ВА ВКС Минобороны. А в ноябре  прошлого года Улан-Удэнский авиационный завод изготовил первый Ми-8АМТШ-ВА  для  морской авиации ВМФ.

На гражданке

 

Как проинформировал производитель, часть конструктивных решений, реализованных в «арктическом» вертолете Ми-8АМТШ-ВА, уже используется – в гражданских версиях вертолета Ми-8АМТ. Так, в конце 2016 года «Вертолеты России» изготовили два таких вертолёта  для авиационного подразделения компании «Роснефть». В состав их бортового оборудования впервые был включен пилотажный комплекс  ПКВ-8 (цифровой автопилот), позволяющий выполнять полет по заданному маршруту, заход на посадку и зависание в автоматическом режиме. Вспомогательная силовая установка ТА-14 обеспечивала расширенный температурный диапазон эксплуатации.

Вертолёты были оснащены дублированной многофункциональной системой навигации и метеорадиолокатором, выдающим метеообстановку в горизонтальной и в вертикальной развертках. Был также расширен состав систем и оборудования,  повышающих безопасность полетов: на вертолетах установлены прямоугольные выдавливаемые иллюминаторы и система аварийного приводнения, которая позволяет долго оставаться на плаву, предусмотрены  спасательные плоты для экипажа и пассажиров.