Еврокомиссия идет на сделку с «Газпромом»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
14 марта 2017, 12:20

DPA/TASS
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер в Брюсселе
Читайте Monocle.ru в

Еврокомиссия опубликовала предложения «Газпрома» по урегулированию антимонопольного дела, официально открытого в апреле 2015 года. Согласившись на частичную привязку цен на газ для Восточной Европы к ценам в Западной, газовый гигант может избежать жесткого регулирования и даже штрафа.

Как заявил, заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев, компания планирует провести переговоры с Еврокомиссией по вопросу урегулирования антимонопольных споров в самом ближайшем будущем. «Мы направили свои предложения по урегулированию претензий, официально предъявленных Газпрому», - сообщил он.

Между тем, чиновники Еврокомиссии подтвердили получение предложений и свою готовность к заключению мирового соглашения с "Газпромом". 

"Мы верим, что те обязательства, которые взял на себя "Газпром", позволят обеспечить свободный переток газа в Центральной и Восточной Европе по конкурентным ценам", - заявила европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер.

Документ теперь должен пройти так называемый рыночный тест — сбор отзывов участников газового рынка ЕС и правительств стран региона, в том числе пяти государств, в которых «Газпром», по мнению регулятора, завышал цены на газ (Болгария, Польша и страны Прибалтики). 

В частности, «Газпром» в обмен на урегулирование претензий согласился на два существенных изменения текущих контрактов на поставку газа. Так, монополия предложит клиентам из упомянутых пяти стран, с которыми у него действуют долгосрочные (более четырех лет) контракты, внести в них пункт о пересмотре стоимости газа. По нему стороны могут требовать пересмотра формулы цены, если динамика контрактной цены отличается от динамики средних импортных цен на газ на границах Германии, Франции, Италии либо от динамики спотовых цен на ликвидных хабах континентальной Европы. Меняться формула может каждые два года вместо нынешних стандартных трех, а раз в пять лет клиент может запросить экстренный пересмотр. 

Второе обязательство «Газпрома» касается решения проблемы изолированных рынков. Компания предложит клиентам, получающим газ в пунктах Кондратки (Польша), Вельке-Капушаны (Словакия) и Берегово (Венгрия), возможность сменить его на частично или полностью на пункты Котловка (Литва) и Негру-Вода (Болгария). То есть потребители Польши и Словакии смогут «виртуально» поставлять газ в Прибалтику, а потребители Венгрии и Словакии — в Болгарию. Эта услуга имеет ограничения (не менее 100 млн кубометров в год, срок контракта не менее года) и будет стоить довольно дорого: чтобы «виртуально» перебросить газ из Польши в Литву, придется заплатить «Газпрому» 8 евро за тысячу кубометров, из Словакии и Болгарию — 24 евро. 

Вообще предложение, которое сделал Газпром в рамках урегулирования отношений по газовым контрактам в Восточной Европе, выглядит для российской компании исключительно выгодно, полагает аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев. Во-первых, объясняет он, тот факт, что Еврокомиссия готова идти на сделку - это уже огромная победа, с учетом того, что антимонопольный орган ЕС вполне мог оштрафовать Газпром на 10% мировой выручке, что для поставщика, показывающего крайне  негативные финансовые результаты в 2016 году могло привести к частичному срыву инвестпрограмм, включающих развитие сразу трех перспективных направлений (Северный и Турецкий поток, Сила Сибири), плюс проектов СПГ в Балтийском море и на Сахалине. 

Так, опубликованная в январе отчетность Газпрома за третий квартал прошлого года свидетельствует о достаточно негативной динамике - EBITDA упала почти на 40%, выручка - на 3%. Падение цен на экспортируемый газ существенно подкосили силы Газпрома и колоссальные штрафы, которые пришлось бы выплатить просто потому, что основным рынком сбыта для компании остается находящаяся в юрисдикции ЕК Европа, были бы совершенно ни к чему. Так что, подчеркивает аналитик, какими бы ни были условия, можно говорить о победе просто по факту того, Еврокомиссия идет на сделку.  

А вот условия, предложенные Газпромом окончательными, назвать сложно, указывает Сергей Королев. Дело в том, что, несмотря на видимые поблажки, как то пересмотр цен раз в два года вместо трех, возможность "виртуальных" поставок между импортерами, более значимым вопросом является перспектива фактической привязки цен к уровням Западной Европы. Цены на российский трубопроводный газ на границе с Германией сейчас находятся на 7-летних максимумах и вряд ли будут снижаться в перспективе как минимум 5 лет.  Более того, оценки относительно роста цен на голубое топливо, которые делает Газпром (а именно $180-190 за тысячу кубов для Европы), вполне реальны. В Европе набирает обороты газовый бум, который уже позволил продать Газпрому на 12% большие объемы, чем в 2015, при этом с января объемы поставок в страны ЕС держится вблизи рекордных отметок. И аппетиты ЕС будут расти в перспективе ближайших лет, несмотря на начало восстановления цен на энергоносители.  

По мнению эксперт «Алор Брокер»,  такие условия предложения вряд ли вызовут восторг и одобрение в Восточной Европе. Скорее всего Польша прибегнет ко всем возможным правовым и политическим рычагам, чтобы сделка с ЕК в том виде, в каком ее хочет видеть Газпром, не прошла, так что текущую версию соглашения я бы финальной называть не спешил. 

На фоне возможно соглашения с ЕК вполне объяснимым выглядит пересмотр Газпромом сроков по реализации проектов по СПГ. По сути сейчас Газпрому гораздо выгоднее отложить их реализацию, как минимум в Балтийском море. Сахахинский СПГ компании и государству нужен больше, поскольку в течение ближайших 3 лет за азиатском рынке развернется настоящая война между экспортерами, включая США. К тому времени надо создать не только мощности по отгрузке СПГ, но и запустить на полную мощноссть Силу Сибири. А вот Европа без СПГ при наличии двух веток Северного потока и Турецкого может и обождать до лучших времен, когда цены на энергоносители подрастут до комфортных для компании уровней.  

Вообще же соглашение с Еврокомиссией пока не достигнуто, и поэтому все участники газового рынка, акционеры Газпрома, спекулянты в его акциях - все нервничают, комментирует ситуацию, в свою очередь, происходящее аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Никто не верит в то, что в решение не будет примешана политика. Можно быть уверенным, что Польша и Литва сделают для этого все возможное. Они могут выступить против решения Еврокомиссии, и, хотя Еврокомиссия не обязана учитывать все мнения в итоговом решении, голоса Польши и Литвы - это сильный фактор неопределенности.  

Если брать экономическую сотсавлюящую, говорит эксперт, проект соглашения действительно должен позитивно восприниматься Газпромом, которому на фоне его большой инвестпрограммы (Сила Сибири, Турецкий Поток, Северный Поток-2) нужно экономить и совсем не с руки платить штрафы или снижать цены. Нет смысла и торопится с реализацией СПГ-проекта в балтийском море. Цена газа с большой вероятностью может снова пойти вниз вслед за ценой нефти, которая уже приближается к психологически важной отметке 50 долларов за баррель Brent. СПГ очень чувствителен к цене газа, и малейшее снижение котировок делает проект нерентабельным, поэтому комплексы СПГ будут доделывать тогда, когда все рынки будут в «зеленой» зоне и будет полная уверенность в окупаемости. 

При этом следует учитывать и другое обстоятельство. Важное преимущество СПГ - свобода в вопросе выбора покупателя газа, а с точки зрения акционеров Газпрома, конечно, заметно, что условия его работы в странах Европы ухудшаются. Танкер с СПГ может быть направлен любому потребителю, при наличии объемного хранилища можно несколько месяцев ждать повышения или стабилизации цен, это очень удобный инструмент. Поэтому, с точки зрения акционеров Газпрома, отказ от Балтийского СПГ - это все-таки долгосрочный негативный момент, равно как и возможность для восточной Европы раз в 2 года пересматривать формулу цены, а раз в 5 лет - проводить экстренный пересмотр.