Электронная подпись: основные сведения

8 марта 2017, 00:01

Электронная подпись может применяться вместо рукописной. Согласно российским законам, она имеет полную юридическую силу. Это незаменимое средство для юрлиц, обеспечивающее удобство и эффективность документооборота как внутри организации, так и при взаимодействии с внешними партнерами и клиентами

Что такое электронная подпись? Применение электронной подписи физлицами предоставляет  возможность значительно облегчить и ускорить взаимодействие с учебными организациями, госструктурами, работодателями при помощи интернет-технологий. С применением электронной подписи можно получать госуслуги, осуществлять заключение гражданско-правовых сделок. Электронная подпись хранится на USB-брелоке.

Разновидности электронной подписи

В законодательстве РФ приведены две разновидности электронных подписей: простая и усиленная. Вторая может быть квалифицированной или неквалифицированной.

При применении простой подписи ее владелец вводит пароль и логин, после чего производится отправка электронного сообщения.

Применение усиленной неквалифицированной подписи обеспечивает не только идентификацию отправившего ее владельца, но и подтверждение факта неизменности документа с момента его подписывания. Электронное сообщение с простой или усиленной неквалифицированной подписью представляет собой аналог документа в бумажной форме, который подписывается одной из сторон по предварительно достигнутой с другой стороной договоренности и в особо оговоренных в законодательстве случаях.

Электронное сообщение с усиленной квалифицированной подписью удостоверяется сертификатом от центра, имеющего аккредитацию, и всегда является аналогом оформленного на бумаге документа с рукописной подписью, получить квалифицированную электронную подпись для ИП.

Документ в электронной форме считается удостоверенным простой подписью при соблюдении одного из двух условий:

  • он содержит простую подпись;
  • применение ключа простой подписи осуществляется согласно правилам, определенным оператором информационной системы, которая задействована для подготовки и отправки электронного документа, где есть указание на гражданина, от лица которого подготовлен и отправлен этот документ.

В законодательстве нет указаний на то, какое именно лицо может владеть ключом простой подписи, однако содержатся ограничения по ее применению. Недопустимо применение простой подписи при подписывании документов, в которых присутствует информация, являющаяся гостайной, а также в информационной системе, где присутствует информация, являющаяся гостайной.

В соглашениях между лицами, взаимодействующими друг с другом в электронной форме с помощью простой подписи, и в правовых нормативных актах должны содержаться:

  • обязанность создающего и применяющего ключ простой подписи лица обеспечивать его конфиденциальность;
  • правила идентификации лица, выполняющего подписывание электронного документа, по его простой подписи.

Образование усиленных неквалифицированной и квалифицированной подписей осуществляется путем криптографической трансформации информации с помощью ключа электронной подписи. Она дает возможность установить лицо, которое подписало документ, выявить факт включения изменений в данный документ после его подписывания.

К квалифицированной подписи, помимо указанных выше признаков, выдвигаются следующие требования:

  • ключ проверки подписи приведен в квалифицированном сертификате;
  • создание и проверка подписи осуществляются с применением средств, удовлетворяющих нормам, которые определены согласно Закону об электронной подписи.

Главная особенность получение ЭЦП сертификата ключа проверки квалифицированной подписи состоит в том, что его выдача должна быть осуществлена удостоверяющим центром, имеющим аккредитацию. Кроме того, выдача может быть произведена доверенным лицом такого центра.

Предоставленная в электронном виде информация с квалифицированной подписью считается таким же документом, что и оформленный на бумаге с рукописной подписью, за исключением тех случаев, когда законодательством либо принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами предусмотрено оформление документа исключительно в бумажном виде.

Получение квалифицированной подписи

Для того чтобы получить сертификат квалифицированной подписи, следует обратиться в удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию.

Юрлицам для этого понадобятся:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документ, удостоверяющий факт включения записи о юрлице в ЕГРЮЛ.

Физлицам для этого понадобятся:

  • личное присутствие;
  • паспорт;
  • СНИЛС;

Запись сертификата и ключей электронной подписи осуществляется на флеш-накопитель. В этих целях также может быть использована электронная карта. Стоимость оказания этих услуг определена в регламенте удостоверяющего центра, который их предоставляет в каждом конкретном случае.