Шелковые миллиарды

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
15 мая 2017, 15:43

Любопытно наблюдать за играми вокруг китайского проекта «Один пояс, один путь» (OBOR). Примерно, за неделю до открытия в Пекине форума, на который собрались лидеры 28 стран, западные СМИ энергично печатали материалы в подавляющем большинстве негативного содержания как о самом проекте, так и о Поднебесной. Американские СМИ, естественно, уделяли много внимания отношению Америки, по географическим, но более всего геополитическим причинам оказавшейся в стороне от проекта.

На этом фоне, особенный интерес представляют появившиеся накануне открытия форума сомнения в том, что Китаю удастся найти финансирование. Причем, делалось это с притязаниями на объективность, для чего брались интервью не только у западных экономистов, но и у скептически относящихся к OBOR китайцев.

Впрочем, уже в воскресенье, в день открытия, картина несколько прояснилась. Авторитетная New York Times (NYT) написала о том, что большой интерес к OBOR проявляют и американские компании, которые, конечно же, не прочь урвать кусок побольше от триллионного пирога. Причем, речь идет о мелком бизнесе, а о таких флагманах американского бизнеса, как, например, General Electric (GE). О масштабах заинтересованности можно судить по следующему примеру. В 2014 году китайские строители заказали у GE оборудования и техники для строек, связанных с OBOR на 400 млн долларов. В прошлом году сумма заказов выросла почти в 6 раз до 2,3 млрд долларов. В штаб-квартире GE надеются получить в течение следующих полутора годов заказов еще на 7 млрд.

Citibank получил в апреле заказ от Bank of China на размещение облигаций на 3 млрд долларов, которые пойдут на открытие отделений банка в Азии, Восточной Европе и Восточной Азии. Высокотехнологическая машиностроительная компания Honeywell International продает оборудование Центральной Азии для добычи газа. Перечислять компании можно долго. Их, конечно, не тысячи, но они есть.

Желание западных компаний поучаствовать в проекте понятно. Однако их ждет жесточайшая конкуренция в борьбе за «шелковые» миллиарды со стороны китайских коллег-конкурентов. Как нетрудно догадаться, Пекин, который является автором проекта и играет в нем главную роль, в первую очередь будет защищать интересы своих компаний.

Понять китайские власти несложно. За проектом «Один пояс, один путь» в немалой степени стоит промышленное перепроизводство. Достаточно взглянуть на металлургическую отрасль, которая выплавляет почти 1,1 млрд тонн стали в год при внутреннем спросе менее 800 млн. Между тем, в Европалате, торгово-промышленной палате Евросоюза, утверждают, что проект сможет поглотить лишь ок. 30 млн тонн стали в год.

Некоторые западные участники проекта прекрасно знают, с кем им предстоит бороться. Например, Caterpillar придется конкурировать с быстро растущей госкомпанией Xuzhou Construction Machinery Group (X.C.M.G.), крупнейшим в КНР производителем строительной техники, начиная от экскаваторов и строительных кранов и заканчивая бульдозерами. Причем, компании, подобные X.C.M.G., а их в Поднебесной немало, рвутся на внешние рынки, что делает их еще более опасными соперниками в борьбе за «шелковые» миллиарды. В ожидании денежного дождя в X.C.M.G. перешли на двухсменный, шестидневный 16-часовой график работы и намерены уже в ближайшее время удвоить количество выпускаемых экскаваторов.

Си Цзиньпин в своем выступлении на пекинском форуме OBOR призвал западные компании, работающие в Китае, активно участвовать в проекте. Западные компании, например, GE и Honeywell для улучшения шансов на получение контрактов предпринимают шаги для организации производства в самом Китае. 

Нельзя сказать, что западный бизнес, сломя голову, бросился в OBOR. Бизнесмены, конечно, не забывают и о рисках грандиозного проекта, который может принести как прибыль в размере десятков миллиардов долларов, так и равноценные убытки.

Рисков, действительно, хватает. Большую часть инвестиций предполагается направить в Пакистан, Афганистан, Казахстан, Узбекистан и другие близлежащие от Китая страны, где китайцы имеют геополитические интересы, но где слабые экономики. Так что сказать, когда и какая будет прибыль и будет ли она вообще, по крайней мере, на данном этапе никто не берется.

Осторожные бизнесмены ждут не только реального инвестирования, но и беспокоятся, что в проекте речь в основном идет о китайском экспорте, а не импорте.

Официальный Вашингтон в лице Мэттью Поттингера, старшего директора по делам Азии в Совете национальной безопасности (NSC), настоятельно попросил Пекин о большей открытости в вопросе контрактов, связанных с инициативой, как ее предпочитают называть в Поднебесной.

В общем, можно говорить, что у западного бизнеса интерес к проекту «Один пояс, один путь», вне всяких сомнений, есть, но наряду с интересом присутствует и осторожность. Однако даже те американские и европейские компании, которые уже твердо решили участвовать в проекте, должны быть готовы к очень жесткой конкуренции со стороны китайских производителей.