Сможет ли американский газ конкурировать с российским в Европе?

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
19 июня 2017, 19:04

AP/TASS
Танкер со сжиженным природным газом прибыл в польский газопорт в Свиноуйщче
Читайте Monocle.ru в

Во вторник, Петр Порошенко, должен встретиться в Вашингтоне с Дональдом Трампом. Визит в США был утвержден сразу после приезда в Киев экс-мэра Нью-Йорка и соратника Дональда Трампа, Рудольфа Джулиани, 7 мая (он и привез в Киев добро на поездку). Глобально темы две: Минск и сжиженный газ, который США хотят продавать Украине, пишет сайт «Вести Украина».  Якобы добро на встречу было получено после согласия Порошенко на газовый вопрос. «США готовятся построить LNG-терминалы в Польше, и, по планам, этот газ заменит для нас российский» - приводит издание слова украинского политолога  Алексея Якубина.

На прошлой неделе в Польшу из Америки пришел танкер «Чистый океан» с первым грузом сжиженного газа (LNG). Произошло, по словам премьер-министра Беаты Шидло, историческое событие – . Радость Шидло понятна – Польша, считает она, сделала еще один шаг к независимости от российского газа. Немного раньше сжиженный газ из Америки пришел и в Голландию. Его поставил единственный экспортер газа в США – компания Cheniere Energy. Правда, в Голландии ни о каком «историческом событии» не говорили. Для голландцев это обычный рабочий момент.

Американцы еще раз доказали, что умеют действовать быстро. Они воспользовались благоприятной обстановкой – растущим спросом на сжиженный газ, особенно, в Европе, а также нарастающей добычей сланцевого газа в Америке и заявили о своих претензиях стать серьезными игроками на международном газовом рынке. Европа манит их, как магнитом, по двум причинам. Во-первых, в Старом Свете стабильный спрос на голубое топливо, а во-вторых, на континенте, особенно на востоке и в центре сложилась благоприятная политическая обстановка: ряд европейских стран очень сильно хотят покупать газ не только и не столько у России. В Брюсселе считают, что российский газовый гигант «Газпром», который удовлетворяет треть потребности континента в газе, занимает доминирующую позицию на европейском газовом рынке и, таким образом, угрожает энергетической безопасности объединенной Европы.

Польша является одной из стран, где особенно сильно недовольны зависимостью от «Газпрома». В 2016 г. доля российского газа в импорте государственной нефтегазовой компании PGNiG составила 89%. Варшава неоднократно заявляла, что хочет как можно больше освободиться от этой зависимости. Польша – самый яростный противник строительства газопровода «Северный поток – 2». Не удивительно, что Варшава так настойчиво ищет новых поставщиков газа. Поэтому сжиженный газ «старшего брата», Америки, поляки встретили как какое-то чудо, которое избавит их всех неприятностей и бед.

«Сегодня Польша может сказать, что она стала суверенной страной!- не могла скрыть эмоций глава польского правительства.- Мы обрели безопасность».

В Москве к прибытию первого американского LNG в Польшу относятся скорее как к политическому, чем экономическому событию. Об этом говорил в интервью радиостанции Sputnik заведующий сектором Института Энергетики и Финансов Сергей Агибалов. Авторитетный эксперт признал усилия Польши по диверсификации поставщиков, но обратил внимание слушателей на то, что американский газ дороже российского. Действительно, цены на LNG из-за океана на 1-2 доллара превышают базисные цены на северо-западе Европы. Это обстоятельство, конечно, сделало бы газ из Америки неконкурентоспособным по сравнению с российским, если бы не все та же политическая составляющая. Разница в ценах может в недалеком будущем исчезнуть, считает Oilprice, если стороны: американские экспортеры и европейские покупатели пойдут на взаимные уступки. Сейчас такое предположение благодаря все той же политической ситуации и гибкости американцев представляется вполне возможным.

Взять, к примеру, Польшу, наиболее развитую из восточноевропейских стран, которые больше всего зависят от поставок газа из России. Варшава испытывает патологическую неприязнь к Москве и поэтому готова раскошелиться за энергетическую независимость от нее. 

И все же, как ни сильно политическое желание ослабить энергетическую зависимость от России, даже если европейцы будут покупать американский газ дороже российского, со временем финансово-экономические соображения могут взять верх над политическими. В «Газпроме», конечно, прекрасно знают, что Европа пытается диверсифицировать поставки энергоносителей, и предпринимают меры. Российский газовый гигант, к примеру, уже заменил долгосрочные контракты на поставку газа краткосрочными, а также сделал цены на российский газ более гибкими. Очевидно, что чем больше Евросоюз будет пытаться ослабить зависимость от российского газа, тем больше «Газпром» будет стараться повысить его конкурентоспособность. Несмотря на многомиллиардные газовые контракты с Китаем Европа остается для российского газового гиганта главным рынком.

Когда конкурентная борьба между американским и российским газом достигнет апогея, ее исход, скорее всего, сведется к возможностям игроков: насколько «Газпром» будет готов опустить цены на газ, потому что это приведет к большим убыткам. Многое, конечно, будет зависеть и от готовности европейских стран покупать более дорогой газ из Америки и тоже нести при этом серьезные убытки.

Для американских экспортеров ситуация осложняется еще и тем, что «Газпром» в Старом Свете не единственный их конкурент. Не стоит забывать о Трансадриатическом газопроводе, по которому в Европу уже в следующем году должен пойти азербайджанский газ из месторождения Шах-Дениз. Есть еще и Катар, о котором сейчас много говорят в связи с его конфликтом с остальными «заливными» государствами. Достаточно сказать, что в 2014 году без малого четверть (23%) экспорта газа эмирата приходилась на Европу. Американские экспортеры газа в отличие от Госдепа США заинтересованы в том, чтобы конфликт между Эр-Риядом и его союзниками и Дохой не затихал как можно дольше, потому что он затрудняет нормальную работу катарских газовиков.

С Катаром ситуация иная, чем с Россией, потому что у Европы нет политических разногласий с этим крошечным государством на берегу Персидского залива. Европейцы готовы покупать катарский газ, который тоже дешевле американского. Это значит, что без существенного снижения затрат на добычу газа и транспортных расходов американским экспортерам, если они хотят завоевать европейский рынок, не обойтись.