Экономия на скидках

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
20 июля 2017, 11:44

Сергей Коньков/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

По данным исследовательского холдинга «Ромир», на сегодняшний день поиск скидок и товаров по промоакциям в магазинах стал самым популярным способом экономии среди россиян. Как пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на текст исследования, за год почти в полтора раза выросла доля тех, кто выбрал такой подход к планированию своего бюджета.

Так, в июне 2017 года доля тех, кто «всегда ищет промоакции и скидки на товары, которые покупает регулярно», выросла до 36% против 26% в июне 2016 года. Процент респондентов, выбирающих магазины со специальными предложениями и скидками, увеличился с 28% до 30%. При этом доля покупающих более дешевые товар осталась стабильна — 31%.

В целом число экономящих сократилось с 89% до 82%, подсчитал ранее «Ромир». В то же время другие способы экономии продемонстрировали незначительное снижение, следует из исследования. Так, до 19% (против 21%) уменьшилось число тех, кто сообщил об отказе от покупки дорогих видов продуктов. На 1 п. п., до 28% опустилась доля респондентов, которые составляют списки и следуют им, на 1 п. п. до 23% — доля тех, кто покупает исключительно те продукты, которые точно съест. Реже ходят за продуктами, чтобы контролировать свой бюджет, 17% опрошенных. Год назад таких было 22%.

Все-таки в 2016 году доллар стоил от 62 до 85 рублей, а в 2017 наступили более благоприятные времена для покупателей электроники и бытовой техники: от 56 до 60 рублей за доллар, напоминает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Подешевели многие товары, особенно электроника, импортируемая из-за границы, по отдельным позициям стала дешевле на 15-25%. Это не означает, что доходы населения выросли, нет, они по прежнему сползают вниз на 2-4% в год в реальном выражении из-за инфляции (официальной на уровне 4%, а неофициальной - 10-15%) и безработицы, которая принимает скрытые формы.

Поиск промоакций, по мнению эксперта, как раз говорит о том, что уровень жизни среднего гражданина падает, так как он ищет промоакции, чтобы купить со скидкой товары повседневного спроса и  не понимает, что честных скидок в российском ритейле не более трети, остальные — это изначально завышенные цены, которые потом возвращаются к нормальному уровню, и это преподносится, как скидка. Для тех, кто был на распродажах в развитых странах, это очевидно.

Основной причиной данного феномена является, конечно же, падение реально располагаемых  доходов населения, соглашается независимый аналитик Дмитрий Адамидов. На Украине, к примеру, в 2014-2015 годах пока не было сильного роста цен первоначально наблюлась точно такая же история: ритейлеры были не готовы снижать цены, но продажи не шли, и потому приходилось это делать через промоакции.

Хорошим и наглядным индикатором состояния потребительского рынка является, говорит Шустов, состояние рынка автомобилей: самой продаваемой маркой в начале 2017 года была KIA Rio, то есть очень-очень недорогой и экономичный автомобиль, а в целом по сравнению с прошлым годом продажи легковых автомобилей в первом квартале 2017 года выросли на 1%, то есть можно сказать, что не выросли и не упали. И восстановление потребительского спроса до докризисных уровней займет не менее пяти лет, точкой отсчета нужно считать 2016 год.

Близость президентских выборов немного скрасит это ожидание, уверен эксперт, поскольку правительство склонно в такие периоды увеличивать субсидии на социальную сферу, но сразу после 2018 года программы субсидий будут свернуты, потому что нефть не дает наполнить даже бюджет и резервные фонды, не говоря уже о повышенном потреблении. По словам Александра Шустова, прорыв в потреблении невозможен без роста зарплат, который, в свою очередь, невозможен без проста производительности труда россиян.