После выборов в Германии, пишет Newsweek, возникают два важных вопроса: как их результаты повлияют на российско-германские отношения — и на влияние Германии в Центрально-Восточной Европе? Традиции Ostpolitik, в центре которой политическое и экономическое партнерство Германии и России, по-прежнему популярны среди немецких политиков и бизнесменов, несмотря на присоединение Крыма.
Наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий – Германией следующие четыре года будет управлять «ямайская» коалиция, в которую войдут консервативные Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (CDU/CSU), Свободная демократическая партия (FDP) и «зеленые». В правящей коалиции не будет Социал-демократической партии (SDP), которая выступает за отмену или ослабление санкций против России и за возврат к нормальному экономическому сотрудничеству с Москвой. Это значит, как считают в «Атлантическом совете» (Atlantic Council — связанный с НАТО американский неправительственный аналитический центр), что Москва потеряет в немецком правительстве важного союзника.
Ориентированная на бизнес FDP тоже поддерживает пересмотр политики ФРГ в отношении санкций против России, но вопрос этот на первом плане для партии не стоит. С «зелеными» ситуация противоположная: они выступают за ужесточение санкций и резко критикуют нарушения прав человека, территориальные приобретения и энергетическую политику России. Очевидно, «зеленые» будут обсуждать эти вопросы на переговорах по созданию правящей коалиции. В результате, делает вывод АС, маловероятно, что отношения между Германией и Россией изменятся в лучшую сторону. Скорее следует ждать обратного, т.е. ухудшения отношений.
Между тем, отношения между ФРГ и РФ оказывают и будут и дальше оказывать сильное влияние на ее отношения с Вышеградской группой, состоящей из Венгрии, Словакии, Польши и Чехии. Центрально-восточный европейский регион издавна считается сферой влияния Германии. Об его важности красноречиво говорит то, что в плане торговли он важнее для Берлина, чем Франция.
Отношения Германии с Вышеградской четверкой далеко не безоблачные. К примеру, свежее исследование института Globsec показывает, что в трех странах четверки население больше симпатизирует Путину, чем Меркель. Особенно непростое для Берлина положение сложилось в Словакии, где Владимиру Путину симпатизирует 41% населения страны, а Ангеле Меркель вдвое меньше – лишь 21%.
В Венгрии и Словакии симпатий к Путину больше, чем к Дональду Трампу. Значительная часть словаков воспринимает как значимое свое положение на востоке Европы, или, как минимум, посередине между Востоком и Западом. С одной стороны, в странах Вышеградской четверки отношение к ЕС и НАТО положительное, но с другой, отношение к Западу и особенно его лидерам двойственное.
Популистская и националистическая риторика существенно испортила имидж Ангелы Меркель в Центрально-Восточной Европе. Фрау Меркель — символ ультралибералов, готовых пожертвовать безопасностью Европы в угоду мультикультурным принципам и желающих наводнить восточноевропейские страны мигрантами.
Ужесточение позиции в вопросе с мигрантами и, в частности, запрет на ношение паранджи, по большей части, остался незамеченным. В регионе Германию считают либеральным гегемоном, который агрессивно и лицемерно насаждает среди соседей свои ценности и проводит собственные экономические интересы. Евроскептицизм в Вышеградской группе усилил антигерманские настроения и разговоры об экономической эксплуатации немцами.
Несколько месяцев назад премьер-министр Венгрии Виктор Орбан резко раскритиковал немецкие компании за то, что они платят немецким рабочим в пять раз больше, чем венгерским, выполняющим ту же самую работу и работающим на их фабриках и заводах в Венгрии.
В Чехии, Словакии и Венгрии Путина нередко называют противоположностью Меркель. Российского президента считают защитником таких традиционных ценностей, как государство, семья и христианство. В нем видят сильного политика, который эффективно сражается с международным терроризмом и который мог бы легко решить кризис с мигрантами, если бы был европейским лидером.
Кризис с мигрантами усилил либеральные и ксенофобские тенденции в Центральной и Восточной Европе. Он также увеличил психологическое расстояние между этим регионом и Германией, а с Россией эти страны сблизил.
Пока Германии удавалось избегать прямых и серьезных конфликтов с Центрально-восточными европейскими странами по чисто прагматическим экономическим причинам. Однако немецкие политики должны понимать тот вред, который нанесен имиджу страны в регионе. Особенно, с учетом того, что Меркель и Эммануэль Макрон выступают за более глубокую интеграцию если не всей объединенной Европы, то хотя бы этой группы европейских стран.
Германию часто воспринимают как представителя принципа «делай, как я говорю, но не как я делаю», говорится далее в статье. Берлин продолжает проводить санкции против России, но одновременно выступает за строительство второй линии газопровода по дну Балтийского моря несмотря на то, что этот проект усиливает энергетическую зависимость Европы от России.
Напоследок, после всех этих констатаций Newsweek вместе с Atlantic Council переходят в наступление. Смена правительства в Германии не сулит России ничего хорошего, пишет журнал. Новая правящая коалиция, ссылается он на мнение Atlantic Council, должна приложить все усилия для того, чтобы вернуть авторитет среди центрально-восточных европейских стран. АС призывает Ангелу Меркель переходить от слов к делам. И первым из них, по мнению американских политологов, вполне мог бы стать сейчас, после ухода из коалиции социал-демократов отказ от проекта «Северный поток 2».