Бизнес будут проверять дистанционно и постоянно

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
24 ноября 2017, 12:57

ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Светлана Холявчук
От проверяющих не укроется ничего и никто

Проверяющие увидят все насквозь

Как заявил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, российское контрольно-надзорное законодательство ждут кардинальные изменения. В их числе появление нового вида проверок бизнеса – дистанционное. Часть новых правил и подходов к государственному контролю уже внедряется, подчеркнул глава правительства.

Он напомнил, что год назад утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» до 2025 года. С 1 января все плановые проверки будут проводиться исходя из категорий рисков с упором на объекты с максимальной угрозой причинения вреда.

«В дальнейшем нам предстоит перейти к дистанционным методам контроля, развивать электронную связь между проверяющими органами и предпринимателями. Это важно для повышения доверия и выстраивания партнерских отношений», - отметил Дмитрий Медведев.

Задача – сократить число традиционных проверок и при этом повысить уровень защиты людей и предпринимателей, при том, что прежде получалось наоборот. Это можно сделать с помощью цифровых технологий, подчеркнул премьер.

По его словам, в пилотном режиме уже запущены и заработают в полную силу в следующем году проекты, в том числе мобильные приложения, позволяющие выявлять нарушение авторских прав, нарушения, касающиеся охраняемых объектов промышленной собственности, выявлять контрафакт, сообщать о нарушениях природоохранного законодательства.

Дистанционные проверки с точки зрения электронных технологий это, наверное, хорошо, говорит член президиума Опоры России Ирина Капитанова. Но ментально у нас в стране действует принцип «выявить и наказать», а не «разобраться и предупредить». Поэтому, предпринимателям нужна прозрачность механизмов проведения таких проверок, диалог и открытый партнерский подход.

Бизнес в России исторически строился на принципах, далеких от прозрачных и открытых диалогов с контрольно-надзорными органами, доверие и принцип «не навреди» - это то, над чем нужно работать и работать... В этом и есть главная задача всех мер, предпринимаемых для оптимизации института проверок бизнеса. А какими они будут дистанционными или нет, не суть важно.

Неправильно припаркованнная бухгалтерия

Главный вопрос такого рода инициатив всегда один - как именно будут проходить такого рода проверки, соглашается Генеральный директор ассоциации сервисных компаний «Русервис», глава Центра поддержки и развития индивидуального предпринимательства Алина Попова. Если механизм будет подобен приложению «Активный гражданин», где люди сообщают о неправильно припаркованных машинах, это одна история. Но непонятно, как с помощью мобильных приложений будут выявляться нарушения, например, в бухгалтерской отчетности.

Пока единственным позитивным моментом в данной инициативе, Алина Попова видит унификацию правил проведения контроля и проверочных листов. Это в какой-то степени избавит бизнес от самодеятельности проверяющих. Однако на сегодняшний день вопросов больше, чем ответов. 

Пока что инициатива носит достаточно размытый характер, признает директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский. На протяжении всего года Правительством и надзорными органами периодически поднимается тема грядущих принципиальных изменений в сфере проверок бизнеса: речь идет и о применении мобильных приложений, с помощью которых граждане смогут сообщать о фактах нарушений со стороны бизнеса, и о внедрении дистанционного контроля с использованием так называемого «интернета вещей» на производстве, и о дистанционных проверках, и о сокращении плановых выездов проверяющих…

В целом, если резюмировать разноплановые инициативы, планы и высказывания, можно прийти к выводу, говорит эксперт что работа ведется в сторону снижения бремени, возложенного на бизнес в связи с высокой частотой и большим числом плановых и внеплановых проверок, фактически парализующих производственные и бизнес-процессы.

Проверок странет больше?

Но если задуматься, то логика здесь не столь очевидна, как может показаться, продолжает Дмитрий Жарский. Внедрение дистанционного контроля над производством, применение мобильных приложений, с использованием которых рядовые граждане смогут сообщать о признаках нарушений со стороны бизнеса, как-то слабо вяжется с заявленной политикой сокращения проверок: по сути, наличие контрольного оборудования на производстве означает, что проверки обретут перманентный характер.

Что до приложений, то здесь все еще интереснее: в соответствии с федеральным законодательством и Прокуратура, и Роспотребнадзор, и ФАС, равно как и прочие органы исполнительной власти, обязаны реагировать на поступающие к ним сообщения о нарушениях. А надо полагать, число сообщений о признаках нарушений со стороны населения с внедрением приложений вырастет в разы, если не в сотни.

Отсюда следует вполне логичный, хотя и риторический вопрос: а не повлечет ли это соответствующего роста числа внеплановых проверок? Дмитрий Жарский уверен, что повлечет. По его мнению, ждать послаблений для бизнеса и улучшения бизнес-среды в связи с анонсированными изменениями не стоит. По факту, как и в случае с фискальной политикой, можно ждать лишь ужесточения контроля со стороны проверяющих органов И, как и в случае автоматизации контроля над операциями налогоплательщиков, автоматизация в сфере проверок нацелена в первую очередь на повышение эффективности их проведения и рост поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и за счет штрафов за нарушения, полагает он.