Греция и Турция спорят из-за морских территорий в восточной части Средиземного моря, где в последние годы открыли крупные месторождения газа.
«Все должны признать, что Турция и Турецкая Республика Северного Кипра не могут быть исключены из энергетического уравнения»,- заявил в июле вице-президент Турции Фуат Октай. Он также сказал, что Турция разрывает карты, «заточающие нас в тюрьму на материке».
Свои претензии Афины и Анкара обосновывают ссылками на континентальный шельф. Кроме морских границ, соседи и союзники по НАТО спорят из-за мигрантов, которые переходят из Турции в Грецию. Греки также пришли в ужас, когда турецкие власти вернули Айя-Софии статус действующей мечети.
В июле Анкара объявила о планах отправить научно-исследовательское судно Oruc Rais в Эгейское море к греческому острову Кастелоризо, расположенному всего в двух километрах от южного побережья Турции. Афины возмутились и обратились за помощью к Брюсселю. Градус в прошлом месяце удалось снизить Германии, которая сейчас председательствует в Евросовете на ротационной основе. Афины и Анкара начали переговоры по урегулированию конфликта.
Из европейских союзников больше всего Грецию с Кипром поддерживает Франция. Отношения между Парижем и Анкарой в последнее время, особенно после отправки турецких военных в Ливию, тоже значительно ухудшились.
США призывают Турцию и Грецию к переговорам, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг считает, что спор должен быть решен «в духе союзнической солидарности и в соответствии с международными законами».
Однако после того, как исследовательское судно под защитой турецких военных кораблей вышел в море, конфликт вспыхнул с новой силой. Турция и Греция пока, к счастью, ведут еще только войну слов. И Афины, и Анкара клянутся защищать свой суверенитет.
6 августа Греция подписала соглашение с Египтом о демаркации морских границ и установлении исключительной экономической зоны. Напомним, последнее обострение ситуации в Восточном Средиземноморье вызвало такое же соглашение, подписанное Анкарой с Триполи в ноябре прошлого года и отдавшее часть территории на востоке Средиземного моря Турции. По международным конвенциям эти воды принадлежат Греции и Кипру, но Турция Международную конвенцию по морскому праву ООН не подписала и, естественно, претендует на спорные воды.
Причем в Афинах подчеркнули, что соглашение между Грецией и Египтом главнее аналогичного соглашения между Турцией и Ливией и поэтому отменяет его.
Греческо-египетское соглашение вызвало ярость в Турции. Турецкая сторона прервала переговоры с Грецией об урегулировании конфликта. 10 августа Oruc Rais» вышло в море и к вечеру следующего дня подошел к острову Кастелоризо. Кроме этого, в Эгейском море 10-11 августа прошли учения ВМС Турции.
В день выхода турецких кораблей из порта Антальи ВМС Греции были приведены в состояние боевой готовности. Афины требуют, чтобы Oruc Rais и сопровождающие его семь кораблей ВМС Турции покинули зону морского шельфа Греции. Греция также настаивает на проведении внеочередной встречи глав МИД европейских стран для обсуждения действий Турции в восточной части Средиземного моря.
В Анкаре однако утверждают, что шельф вокруг Кастелоризо принадлежит Турции и что исследовательское судно будет проводить там сейсмические исследования полгода.
Анкара обвинила Грецию в обстреле частного турецкого катера в районе Родоса, в результате чего один турецкий гражданин был ранен, а также в обстреле турецких военных вертолетов.
Афины эту информацию опровергли. Так что пока, похоже, первые выстрелы в войне еще не прозвучали и война продолжается на словах, но ситуация очень напряженная и сложная. По крайней мере, ВМС Греции и Турции продолжают находиться в состоянии боевой готовности.