Спрос на digital-технологии в транспортной системе к 2030 году увеличится семикратно. По прогнозам экспертов, на это может быть потрачено до 626,6 млрд. рублей. Наблюдается высокая востребованность технологий цифрового документооборота, беспроводной связи, дополненной и виртуальной реальности. В этих вопросах преуспел один из самых известных специалистов в области управления ИТ-проектами Павел Кровяков, директор по информационным технологиям Мосгортранса, спикер международного салона инноваций Urban Transport 2017 и полуфиналист всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России”. Он буквально оцифровал московский городской наземный пассажирский транспорт за 5 лет. О том, как это работает, эксперт рассказал нашему изданию.
- Павел, цифровизация московского транспорта началась в 2015 году, вместе с началом вашей работы в “Мосгортрансе”. Это совпадение?
- Именно я начал эту работу, когда возглавил ИТ-направление предприятия, поскольку до этого в компании не было единой ИТ-службы. Были разрозненные структурные подразделения, которые решали точечные вопросы, и порой дублировали друг друга. Поэтому, сначала я разработал ИТ-концепцию развития городского пассажирского наземного транспорта. Были определены цели и задачи предприятия на 5 лет вперед. Мы стремились повысить популярность наземного общественного транспорта через предоставление качественных и востребованных услуг и превратить Мосгортранс в одно из ведущих предприятий. И мы начали реализовывать мощную программу ИТ-модернизации. Наш средний бюджет в год на информационные технологии составлял до 70 млн. долларов.
- Вы управляете большими ИТ-проектами в сфере транспорта. В чем конкретно заключается ваш функционал?
- Любая руководящая должность в сфере ИТ предусматривает решение как стратегических задач, так и операционных. При этом не только в технических вопросах, но и в менеджменте. Моя зона ответственности - обеспечение бесперебойной работы информационных систем и ИТ-инфраструктуры общественного транспорта в режиме 24/7, их модернизация, создание новых передовых сервисов, обеспечение комплексной информационной безопасности. Это очень большой объем работы, так как в системе более 10 000 транспортных средств, более 200 производственных площадок, 1000 остановочных павильонов, более 30 информационных систем, более 5000 автоматизированных рабочих мест.
- В итоге вам удалось перевести всю эту огромную машину - Московский наземный общественный транспорт - в единую информационную систему. С каких цифровых решений вы начали?
- Держать все под контролем помогла наша новая разработка - комплекс систем управления пассажирским транспортом (КСУПТ). Это Web-платформа, которая объединяет всю информацию о транспортной системе, позволяя оптимизировать логистику. Она существенно облегчила работу диспетчеров. Благодаря централизованной ИТ-системе они могут составлять расписание, следить за соблюдением временного графика и прогнозировать пассажиропоток, оптимизировать маршрут в случае перекрытия движения, сообщать об изменениях маршрута водителям и пассажирам через мобильное приложение.
- “Московская билетная система”, признанная в 2020 году лучшей в мире по версии международной премии “Transport Ticketing Global”, тоже следствие реализации ваших проектов. В чем ее уникальность?
- Одна из первых подобных технологий, которую внедрили еще до моего прихода в наземном городском пассажирском транспорте, - это электронная система оплаты. Но больше 10 лет она не развивалась. Ее нужно было усовершенствовать. Мы провели масштабную работу по переходу в онлайн-режим, с возможностью оплаты проезда банковскими картами и сервисами Apple Pay, Google Pay, а также заменили кассовые киоски на современные городские автоматы, разработали мобильное приложение для пополнения платежных карт, провели ряд доработок и оптимизации системы.
В салонах общественного транспорта мы установили более 30 тысяч комплектов - валидаторов. Они позволяют рассчитываться за проезд самостоятельно без кондуктора. Для каждого комплекта мы написали программное обеспечение. Как результат мы убрали турникеты, билеты стали считываться быстрее; отказались от кондукторов в общественном транспорте. Сейчас билетную систему столицы успешно используют во многих городах России.
- Одной из важнейших задач, решенных ИТ-подразделением под вашим руководством, стало снижение показателей аварийности на дорогах. Как вы этого добились?
- В мегаполисе высокая интенсивность движения, потому от водителей требуется постоянная концентрация внимания. Учитывая, что за рулем они проводят очень много времени, периодически возникают признаки усталости. Ученые даже выделили такое понятие как "микросон", который возникает от переутомления при вождении транспортного средства. Всё это приводит к аварийности на дорогах. Требовалось решение, которое могло бы помочь водителю быстро фокусироваться.
Поэтому под моим руководством наша внутренняя команда и специализированный ИТ-подрядчик внедрили систему мониторинга состояния водителя пассажирского транспорта «Антисон». В режиме реального времени с помощью камеры и нейросети, установленной в салоне, она анализирует состояние водителя, выявляя признаки сонливости и отвлечение внимания. Для этого мы использовали передовые технологии computer vision и artificial intelligence. Зафиксировав возможность аварийной ситуации, система оповещает водителя звуковым сигналом, а также мгновенно сообщает об этом в центр мониторинга.
Система учитывает и человеческий фактор. Водитель может отвлечься, например, на телефон. Система “Антинсон” ведет контроль трудовой дисциплины. На первом этапе к ней было подключено 7 тысяч транспортных средств: автобусов и троллейбусов. Сейчас продолжается масштабирование и обучение водителей. Внедрение системы было непростым. Поскольку ужесточение дисциплины коллектив чаще не приветствует. Однако большинство сотрудников отнеслись к нововведению с понимаем. Ведь речь идет о безопасности и пассажиров, и самих водителей. Аварий действительно стало значительно меньше.
- Еще одно популярное решение Мосгортранса, разработанное под вашим руководством - мобильное приложение для пассажиров “Московский транспорт”, которое на сегодняшний день скачали более 2-х миллионов раз. Почему оно так востребовано?
- Столица - это огромный город, в котором люди порой полжизни тратят на дорогу. Мы оптимизировали перемещения москвичей. Мобильное приложение «Московский транспорт» - это одно из наиболее продвинутых Maas («мобильность, как услуга») решений в мире. Оно предполагает объединение всех транспортных сервисов города, общественных и коммерческих, в единую экосистему, которой можно пользоваться с помощью одного мобильного приложения. То есть вы можете выстраивать маршруты с учетом личных предпочтений и всех видов транспорта (метро, автобусы, трамваи, ж/д транспорт, каршеринг, велосипеды, самокаты и т.д.), бронировать и оплачивать поездки из персонального аккаунта.
Мобильное приложение не просто помогает удобно перемещаться по столице, но выполняет функции гида, выстраивая туристические маршруты. Инструменты дополненной реальности и мультиязычного функционала вполне заменяют экскурсовода. Особенной популярностью сервис пользовался во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда столица принимала много иностранных гостей.
- Ваши инновационные решения серьезно изменили транспортную систему Москвы. Ваши заслуги были отмечены личной благодарностью мэра столицы. Какой объем работы был проделан за несколько лет?
- Под моим руководством ежегодно реализовывалось около 100 проектов различного масштаба. Большая часть задач была связана с городской инфраструктурой, которой пользуется более 20 миллионов москвичей. Они на собственном опыте ощутили положительные изменения в работе общественного транспорта. Им стало пользоваться приятнее, удобнее.
Мы делаем для этого все возможное. Наши ИТ-сервисы помогают управлять десятком тысяч транспортных средств, которые осуществляют перевозки по 800 маршрутов. Это более 120 тысяч рейсов в день общественный транспорт перевозит почти 5 млн пассажиров. Для их удобства остановочные павильоны оборудованы электронными табло, которые сообщают о времени прибытия транспорта. Безтурникетный режим и возможность оплаты банковскими картами делает посадку в наземный транспорт более быстрой и удобной.
- Многие проекты требовали согласования с городскими властями. Такие вопросы не решаются быстро. Что вы предприняли, чтобы ускорить процесс?
- Я создавал действительно нужные и полезные ИТ-решения, которые влияли на проблемы городской среды, и в некоторых случаях, полностью их ликвидировали. Поэтому, руководство города было максимально заинтересовано в их внедрении. Например, использование жителями столицы приложения “Московский транспорт” дает властям города возможность оптимизировать маршрутную сеть на основе Big Data, обеспечивать рост популярности общественного транспорта и, как следствие, уменьшение пробок и улучшение экологической обстановки, популяризировать новые виды городского транспорта – шеринга автомобилей, велосипедов и самокатов.
- Высочайший уровень доверия - представлять государство на международном уровне. Вас пригласили выступить спикером в рамках проведения салона инноваций Urban Transport. Какие вопросы вы освещали?
- Я подготовил доклад на тему «Цифровые сервисы в работе общественного транспорта». Для меня это приглашение было почетно, так как это было большое и серьезное событие в профессиональной среде. В мероприятии приняли и участие 470 делегатов, 35 компаний из 27 стран мира.
Среди спикеров были эксперты высокого уровня, такие, как мой руководитель Максим Ликсутов - заместитель Мэра в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, Николай Асаул - заместитель Министра транспорта Российской Федерации, Валерий Селезнев - первый заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.
На этой встрече мы обсуждали тренды, инновации, которые позволят сделать транспортное сообщение в мегаполисе еще более удобным, понятным и персонализированным.
- Какие из этих инноваций в ближайшем будущем будут внедрены в транспортную систему, и какие в связи с этим перспективы у вас и вашей команды ИТ-специалистов?
- Москва не стоит на месте, ежегодно реализуется множество проектов, тем самым задается темп и пример для всех регионов. Соответственно, потребность в высококвалифицированных кадрах будет расти. И если учесть, что подобный опыт имеют менее 1% экспертов, то за них развернется настоящая борьба у региональных перевозчиков. В конечном итоге, все это благоприятно отразится на транспортной системе всей страны, которая, без сомнения, будет совершенствоваться и далее.