Во вторник, 13 июля 2021 года, стоимость сентябрьских фьючерсов на Brent выросла на 1,8% — до 76,49 доллара за баррель. Цена фьючерсов на нефть сорта WTI на август при этом выросла на 1,6% и составила 75,25 доллара за баррель, что стало максимумом для этого сорта с октября 2018 года. Такой рост был связан с неопределенностью в отношении поставок нефти на рынки.
Противоречивые сигналы
Так, экономика США дает сигналы о восстановлении, что будет поддерживать рост спроса на сырье, но в то же время страны ОПЕК+ так и не договорились об увеличении объема поставок. Противоречивые сигналы стали причиной сильной волатильности на рынках сырья, хотя опасения в отношении потенциальной его нехватки все же преобладают, чем и объясняются вчерашние активные покупки нефти.
Впрочем, уже сегодня утром, 14 июля, на первый план для трейдеров снова вышли опасения в отношении пандемии: участники рынка обеспокоены тем, что быстрое распространение штамма «дельта» может привести к введению очередных ограничений в различных регионах мира и, соответственно, ослабить спрос на нефть, сообщает портал MarketWatch. На этом фоне стоимость сентябрьских фьючерсов Brent утром в среду опустилась на 0,21%, до 76,33 доллара за баррель, а августовские фьючерсы на WTI снизилась на 0,25%, до 75,06 доллара за баррель.
С начала недели конъюнктура нефтяного рынка улучшилась, цены на нефть превысили уровень 76 долларов за баррель Brent, прибавив около 1%. Интересно, отмечает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман, что основной рост нефтяных котировок произошел во вторник вечером, 13 июля, после публикации июньских данных по инфляции, а не после более ранней публикации ежемесячного отчета МЭА.
Это, уверен аналитик, намекает на смещение акцентов, которые участники торгов расставляют для себя при определении перспектив нефтяного рынка. Отчет МЭА в данном случае, видимо имеет второстепенное значение, потому что он лишь констатирует текущее положение дел, а также линейно экстраполирует развитие позитивных экономических трендов, подтверждая, то, что рынок и так знает, спрос на нефть в 2021 может вырасти на 5,4 млн баррелей.
А вот то, что участникам торгов не известно, заключается в реакции США на возможное продолжение ралли нефтяного рынка из-за тупика в переговорах ОПЕК+. Динамика цен на нефть — это фундамент для инфляции и если рост нефтяных котировок продолжится, то инфляция в США будет склонна к дальнейшему росту.
Прогноз МЭА по росту спроса на нефть на 5,4 млн б/c/ в 2021 году исходит из сохранения текущих позитивных экономических трендов и умеренно-позитивной эпидемиологической обстановки в мире. С этой точки зрения лето и осень традиционно характеризуются повышенным спросом на нефть, летом это связано с путешествиями, а осенью с сезонным ростом деловой активности.
Скорее цифры МЭА можно использовать для понимания возможного дефицита на нефтяном рынке, в том случае если ОПЕК+ не сможет договориться. На текущий момент дефицит предложения оценивается примерно в 2,0 млн. б/c, если ОПЕК+ не будет наращивать добычу в августе он может вырасти к сентябрю до 2,6-2,8 млн. б/c. И вот это действительно станет проблемой для мировой экономики, потому что нефтяные котировки в этом случае превысят отметку 80 долларов за баррель Brent.
Саудовская Аравия в соответствии с условиями соглашения ОПЕК+, и в рамках восстановления добычи после добровольного сокращения на 1 млн. б/c, может нарастить объем добычи нефти в июле еще на 580 тыс. б/c, повысив его с июньского уровня в 8,92 млн. б/c до 9,5 млн. б/c.
Однако в условиях разногласий в ОПЕК+, Саудовская Аравия может и повременить с реализацией своей возможности, для того чтобы не провоцировать одностороннее наращивание объемов добычи ОАЭ. Так что при формальной однозначности вопроса наращивания добычи Саудовской Аравии в июле, на деле все может оказаться сложнее.
Десять стран ОПЕК в июне выполнили соглашение на 123% от плана, страны «не ОПЕК» — на 97%. Страны, участвующие в соглашении ОПЕК+, в июне выполнили свои нормы по сокращению на 114%.
Так, Саудовская Аравия в июне увеличила добычу нефти до 8,92 млн баррелей в сутки с 8,54 млн баррелей в сутки в мае. Но королевство все еще перевыполняет свою норму по сокращению добычи нефти на 26%. Россия в июне добыла 9,52 млн баррелей в сутки (в мае - 9,53 млн баррелей в сутки), выполнив условия соглашения на 96%.
Вчера, продолжает эксперт, также были опубликованы июньские показатели индекса потребительских цен в США, которые продемонстрировали очередные рекорды. Годовая инфляция в июне достигла 5,4%, это самый высокий показатель с сентября 2008 года. Но по-настоящему важны здесь даже не сами цифры, а отношение к ним американского правительства и ФРС, оба регулятора продолжают игнорировать рекордно высокую инфляцию, что воспринимается рынком как разрешение на продолжение роста нефтяных цен. Отсюда и вчерашний взлет котировок сразу после выхода данных.
ФРС и Китай
Для нефтяного рынка сейчас есть две главные темы, первая связана с реакцией главы ФРС на вчерашние рекордные цифры по годовой инфляции в США в 5,4%, максимального уровня с сентября 2008 года. Джером Пауэлл сегодня в 19.00 по мск будет отчитываться перед Конгрессом США, и вопросов о рекордной за 12 лет инфляции ему не удастся избежать.
А вторая тема, завязана на состоянии китайской экономики, главного потребителя сырья на планете, говорит Александр Розман. Свежие данные по ВВП, промышленному производству и объему розничных продаж выйдут в четверг утром, 15 июля, в 5-00 по мск. Консенсус-прогнозы говорят о замедлении экономики Китая во втором квартале 2021 года, что может понизить ожидания относительно спроса на нефть и оказать давление на нефтяные котировки.
В целом для нефтяного рынка очень важным является диапазон 76,50-77,50 доллара за баррель Brent, считает Александр Розман. По его оценке, уход выше верхней границы, формально должен запускать сценарий роста к 80 долларам за баррель. Уход ниже нижней границы должен давать откат ниже 74,50-75 доллара с шансами на более глубокую коррекцию к 70 долларам за баррель Brent.
Цены на нефть Brent во вторник смогли подняться выше 76 долл./барр., подтверждает управляющий филиалом — старший вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Крылова. Однако в банке считают, что это краткосрочный подъем, поскольку в центре внимания остается ситуация со спросом. Несмотря на заявление МЭА о том, что рынок нефти ждет дефицит предложения, прогноз по росту спроса на этот год в ПСБ остался неизменным, а в качестве основной угрозы выделена ситуация с Covid-19, а именно рост числа случаев заболевания и неопределенность в отношении потенциального глобального воздействия варианта дельта-штамма.
Статистика от API вышла без особых сюрпризов: запасы сырой нефти сократились на 4,1 млн барр., запасы бензина — на 1,5 млн барр. Запасы дистиллятов выросли на 3,7 млн барр. Сегодня в фокусе отчет Минэнерго США, который будет важным для оценки спроса на нефтепродукты и уровня добычи нефти в стране. Нефть Brent, полагает Татьяна Крылова, сегодня останется в зоне 75-77 долл./барр.
«Но в целом мы скептически смотрим на попытки нефти расти в отсутствие факторов как таковых. Мы опасаемся, что рынок нефти может потенциально перейти к профициту предложения в случае начала борьбы производителей за долю рынка, но все еще надеемся на согласование позиций. Ситуация с коронавирусом также вызывает опасения и является действительно сильным сдерживающим фактором для повышения прогнозов по росту спроса. Считаем, что при таких условиях потенциал для дальнейшего роста цен на нефть ограничен и ожидаем возврата Brent в зону 70-75 долл./барр. в ближайшее время», — говорит аналитик.
Цены на нефть сейчас в консолидации: рынок уже отыграл данные API по запасам сырья в США и теперь ждет новой статистики от Минэнерго, указывает старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Восемь недель подряд показатели запасов нефти в Штатах сокращаются в силу сезонного фактора, и это позволяет сырью устойчиво дорожать.
Прогнозы МЭА по спросу и предложению сырья в мире, соглашается эксперт, ничего нового не дали: и так понятно, что риск в виде пандемии и продолжения распространения коронавируса будет диктовать потребителям свои условия. Локальное укрепление курса доллара мешает движению цены на нефть к новым максимумам, но совершенно не препятствует подорожанию в моменте. Баррель Brent, ожидает Бодрова, может двигаться в пределах 75-77 долларов, пока не поступило новых драйверов для движения.