Превышение скоростного режима – одно из наиболее частых правонарушений на дорогах. По статистике ГИБДД, в России на лихачей приходится 85% всех дорожных нарушений. Несмотря на правила и ограничительные знаки, россияне продолжают ездить на высокой скорости. По итогам 2020 года в стране каждый 2,5 автомобиль был оштрафован за превышение скорости, а число таких нарушений за год выросло почти на четверть до 124 миллионов.
Одна из наиболее серьезных ситуаций с нарушением ПДД обстоит в Москве. Так, в столице за девять месяцев этого года число правонарушений на дорогах превысило 24 миллиона, основная часть из которых пришлась на превышение скорости. Поэтому наказание за незаконно быструю езду следует сделать более строгим, считают депутаты столичной думы. Этот вопрос и, в частности, отмену нештрафуемого порога в 20 км/ч депутаты рассмотрели в понедельник. По предложению законотворцев, следует повысить размер штрафов, ввести в виде наказания обязательные работы, а также начать штрафовать за превышение скорости даже 5-10 км/ч быстрее нормы. Сейчас россияне могут совершенно безнаказанно превышать скорость до 20 км/ч.
Предприниматель Дмитрий Давыдов считает, что одними штрафами вопрос не решишь. На основе опыта других стран он предлагает в обязательном порядке устанавливать в автомобили интеллектуальное ограничение скорости. Как это лучше реализовать он изложил в своем проекте «20 идей по развитию России».
Тише едешь
Впервые вопрос ограничения скорости автомобилей встал в самом начале 20-го века в США. Тогда в штате Коннектикут выпустили закон, согласно которому автомобили не могли ехать вблизи конных экипажей в городе со скоростью свыше 12 миль/ч (19 км/ч), а за его пределами - быстрее 15 миль/ч (24 км/ч).
Сейчас же средняя скорость автомобиля в разы выше, как и разрешенная скорость движения. От этого скоростное вождение становится опаснее, а число несчастных случаев в авариях с превышением скорости растет. Поэтому вопрос ограничения максимально допустимой скорости стал особенно актуален. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах 30% смертей в ДТП возникает по причине превышения скорости, а в развивающихся и бедных странах этот фактор составляет около 50% всех трагедий на дорогах.
Первыми лимит на скорость автомобилей стали устанавливать в 1987 году компании Audi, BMW и Mercedes-Benz. Они заключили соответствующее соглашение о добровольной установке лимита на свои машины. Согласно договору, максимальная скорость этих немецких автомобилей ограничивается 250 км/ч. Однако нашлись любители скоростной езды, которые стали обходить подобные ограничения и снимать электронные «удавки».
Системный подход к искусственному ограничению скорости в Европе предложили в 2019 году. Теперь умные ограничители скорости (ISA - Intelligent Speed Assistance) планируют ставить на все новые автомобили уже с мая 2022 года. а с мая 2024 года ISA появится в обязательном порядке на всех машинах, эксплуатируемых в Евросоюзе.
Ограничительная система ISA контролирует скорость езды с помощью считывания дорожных знаков через видеокамеру или базу данных об ограничениях скорости. Чаще всего система только предупреждает о превышении скорости, но в некоторых версиях может и ограничить мощность двигателя. Согласно техрегламенту Евросоюза, существуют четыре метода предупреждения водителя о превышении скорости. Первые два: звуковое или вибрационное предупреждение. Оно предусматривает сначала визуальный сигнал, и лишь затем в случае отсутствия реакции со стороны водителя - включается звуковой или вибрационный сигнал. Третий метод предполагает предупреждение водителя о превышении скорости через толчок ноги через педаль газа. Таким образом это побуждает водителя переставить ногу на педаль торможения. В четвертом случае автомобиль сам начинает плавно снижать скорость. Несмотря на то, что система при третьем и четвертом методе вмешивается в процесс вождения, водитель всегда имеет возможность без усилий обойти ограничение, нажав педаль газа немного глубже. Эти методы предупреждения помогают водителю контролировать скоростной режим и стимулируют не идти на сознательное нарушение ПДД.
Скорость по-русски
В России, согласно распоряжению президента, к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раз по сравнению с 2020 годом, то есть составлять 4 человека на 100 тыс. населения вместо 10,9. Пока, согласно статистике ГИБДД, страна верно движется в этом направлении. Однако есть к чему стремится, ведь в Евросоюзе показатель смертности на дорогах в 2020 году уже составил 4,2.
Автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает на законодательном уровне установить в обязательном порядке оснащение всех автомобилей системами интеллектуального ассистента скорости по типу ISA. Оборудование может быть встроено в заводскую комплектацию автомобиля или установлено специализированными сервисными компаниями. А для тех, кто будет использовать авто без интеллектуальной системы или с заведомо неисправной, автор предлагает штрафовать. На переход на новых технический регламент рекомендуется выделить 3-4 года. После этого срока новые авто без ассистента скорости предлагается запретить. Благодаря таким мерам со временем все автомобили в стране будут оборудованы системой безопасности нового поколения, отмечает автор.
Система будет полезна не только тем, что снизит число намеренных правонарушений, но и поможет законопослушным гражданам избежать ситуации неосознанного превышения скорости. С помощью интеллектуального ассистента добросовестный водитель будет защищен предупреждающими механизмами, что позволит избежать нежелательных штрафов и сократит случаи быстрой опасной езды в неположенных местах. С другой стороны, любое зафиксированное превышение скорости будет означать, что водитель специально решил действовать вопреки системе и нарушил правила дорожного движения с полным осознанием своего поступка. По мнению Давыдова, благодаря таким мерам количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится.
Идеи по улучшению жизни в России Давыдов написал еще пять лет назад, но решение проблемы скоростной езды было доработано в этом году. Проект «20 идей» некоммерческий и не политический, он создан из гуманистических соображений, отмечает автор. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.