Мизерные кандидаты
В рамках развернутой Вашингтоном и Лондоном истерии о якобы скором начале российского вторжения на Украину Соединенные Штаты уже начали готовиться к последствиям этого воображаемого события. В частности, к прекращению российского газового экспорта в Европу – о которой американцы, конечно же, по-союзнически заботятся. «Для того, чтобы Европа пережила зиму и весну, мы должны быть готовы обеспечить ей альтернативных поставщиков (газа – прим. ред.), которые смогут покрыть значительного большинство потенциального дефицита», - уверяют представители американской власти.
Правда, эксперты крайне сомневаются в перспективах этого поиска. Объем поставок российского газа в дальнее зарубежье в 2021 году составил около 190 миллиардов кубов (это Европа, Турция и Китай). «Если Россия перекроет вентиль, мы не сможем ничем это компенсировать. Другие поставщики просто не смогут поставить нужные объемы газа – это физически невозможно», - уверяет Саманта Гросс из Института Брукингса.
«По сути, чтобы заменить российские поставки, какому-то другому производителю нужно именно нарастить добычу и увеличить экспорт в Европу, а не просто перенаправить имеющийся экспорт», - поясняет Эксперту Online преподаватель Финансового Университета, специалист Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. Да, Алжир, Азербайджан, Катар и далекая Австралия уже выразили желания наращивать экспорт – однако для ряда этих стран нужно именно кратное увеличение. Австралия экспортирует около 100 миллиарда кубов, но в основном на восточноазиатские рынки. На долю Алжира сейчас приходится 34 миллиарда кубов (около 8 процентов европейского газового импорта), и после обострения спора с Марокко, вызвавшего закрытие одной трубы, у страны нет не только месторождений для кратного увеличения, но и трубопроводных мощностей. Что же касается Азербайджана, то он в 2021 году экспортировал в Европу порядка 8 миллиардов кубов. Да, у Катара возможностей больше. Эмират намеревается за 5 лет увеличить производство СПГ на 60 процентов – то есть на объем, эквивалентный 67 миллиардам кубометров газа. Однако на пути использования катарского газа есть три препятствия – помимо того, что газ нужен не через 5 лет, а здесь и сейчас. Во-первых, цена – СПГ всегда будет дороже, чем трубопроводный газ. Во-вторых, спрос. На долю стран Восточной Азии сейчас приходится ¾ мирового рынка СПГ, и – учитывая бурное развитие тамошних экономик – газа им нужно будет все больше. И, наконец, в-третьих, геополитическое противостояние на Ближнем Востоке. Противостояние Ирана с Саудовской Аравией (чьим соседом является Катар) и Ирана с Турцией (чьими гарантиями безопасности пользуется Катар) ставят под вопрос надежность и безопасность поставок газа из эмирата.
И это уже не говоря о том, что ближневосточным экономикам нужно с все больше «голубого топлива» для внутренних нужд. За последние 10 лет ежегодный рост потребления газа на Ближнем Востоке составлял примерно 4,6%.
«Правильный» газ
Тогда зачем Соединенные Штаты симулируют бессмысленные переговоры? «Думаю, что США всерьез и не искали для европейцев какую-то замену российскому газу, просто так заявили, что вели переговоры с Катаром и африканскими странами. Но в реальности никаких конкретных переговоров не было. Видимо они просто отвечают на публичные страхи европейцев о том, что в ответ на жесткие санкции России отключит поставки газа в Европу. Ведь США предлагают европейцам выступать единым фронтом и вводить против России жесткие санкции одновременно, причем периодически звучат предложения ввести санкции еще до "вторжения" России на Украину. Вот Европа, видимо, поинтересовалась газовыми последствиями перегиба палки – и американцы должны дать понять, что обо всем якобы позаботились», - говорит Игорь Юшков.
Не исключено, что у Штатов были и шкурные интересы. «Возможно, что под шумок всей этой военной истерии кто-то в США хочет урвать долю на европейском газовом рынке. Но зачем такие сложности? Приезжай, привози, продавай – никто ж не мешает, спрос-то есть», - говорит Дмитрий Марунич.
Однако вопрос идет не столько о том, чтобы «продавать» американский газ, а о том, чтобы пытаться замещать российский. Ряд американских экспертов до сих пор пытаются убедить Европу и все свободные страны переходить на потребление «правильного» американского СПГ. «Развитие североамериканских газовых мощностей – это вопрос безопасности, поскольку он подрывает энергетическое оружие России, которое та использует для угроз соседям. Развитие североамериканских газовых мощностей – это вопрос торговли, поскольку он усилит влияние Соединенных Штатов на хищнические торговые методы Китая. Развитие североамериканских газовых мощностей – это вопрос демократизации, поскольку он защитит покупателей энергоресурсов от капризов таких авторитарных режимов как Катар или Россия. Развитие североамериканских газовых мощностей – это вопрос “зеленой политики”, поскольку оно предлагает немедленную замену угля на то время, пока мир ожидает постепенного прихода энергоресурсов с нулевым углеродным выбросом», - пишет издание Atlantic.
Рынок правит
Правда, у этой схемы есть один минус. Если с территории того же Катара теоретически можно провести трубу в Европу и тем самым гарантировать надежные долгосрочные поставки, то американский газ будет доставляться исключительно в форме СПГ – а тут о долгосрочности и надежности речи быть не может. «Рынки СПГ свободные и дерегулируемые – куда хочешь, туда и поставляй, идеальная либеральная модель. В этом их смысл, на этом смысле компании зарабатывают деньги, - говорит Дмитрий Марунич. – Долгосрочные контракты на поставку СПГ не подписывают. Когда поляки подписали его с Катаром, они потом еле отбились – в этом контракте была сложная привязка цены, и катарский газ в итоге выходил в два раза дороже чем альтернативные поставки».
Именно поэтому в ходе нынешнего газового кризиса американские танкеры поначалу шли в Восточную Азию – просто потому, что там больше платили, там были премиальные рынки. Да, через какое-то время ситуация изменилась. «Когда цены в Европе выросли до 2 тысяч долларов, то часть судов буквально в море разворачивались и шли в Старый свет, поскольку там появились премиальные рынки», - говорит Дмитрий Марунич. Однако долго эта ситуация держаться не может. «Нынешний рынок газа - это как система сообщающихся сосудов. Если даже множество производителей перенаправят свой СПГ в Европу, то дефицит создастся в Азии. В результате там повысятся цены. А поставщики СПГ ориентируются только на экономические показатели: поставляют туда, где цены в данный момент выше. Поэтому СПГ вновь уйдет в Азию. Даже если исключительно технически посмотреть: как США собираются направить СПГ из других стран именно в Европу. Просто приказать они не могут, они даже собственным компаниям не могут указывать куда поставлять СПГ. Будут доплачивать за поставку в Европу? Но на то нужно выделение бюджетных средств, а никаких законопроектов о подобных субсидиях мы не видим», - говорит Игорь Юшков.
Именно поэтому американские газовые сказки останутся лишь сказками. И верить в них будут лишь те, кто хочет верить.