Германия опять движется к рецессии. Промышленное производство в третьем квартале упало, ВВП снизился на 0,1%. Это, кстати, лучше прогнозов экономистов, предсказывавших спад в 0,2%. Статистическое управление ФРГ объяснило деградацию национальной экономики снижением расходов немецких домохозяйств.
Германия никак не может восстановиться после зимней рецессии, вызванной энергетическим кризисом, за которой последовали два квартала без экономического роста. Немецкая экономика по результатам 2023 года станет единственной крупной экономикой со спадом.
На спросе на промышленные товары негативно сказались высокая учетная ставка как дома, так и в масштабах всей планеты. Между тем, Германии для роста экономики в целом особенно нужен рост именно этого показателя. Не лучше картина и в корпоративном бизнесе: химический гигант Lanxess AG, к примеру, объявил о сокращении в октябре персонала на 7%, а Volkswagen AG заявил, что для повышения прибыли удваивает сбережения.
Несмотря на то, что в сфере услуг ситуация несколько лучше, чем в остальных секторах экономики, но и там зафиксировано замедление роста. Начинают появляться проблемы и на рынке труда, который до этого времени был едва ли не единственным светлым пятном во всей первой экономике Европы.
Экономисты в последнее время заговорили о том, что замедление инфляции и рост зарплат приведут к подпитываемому потребителями росту экономики. Однако из недавнего исследования Bundesbank следует, что немецкие домохозяйства пока еще не увеличили расходы, необходимые для роста экономики. Тем не менее, опрошенные Bloomberg экономисты предсказывают немецкой экономике в 2024 году рост на 0,5%.
Картина за третий квартал во всей еврозоне разновекторная: Испании и Бельгии, например, удалось сохранить рост, достигнутый во втором квартале, а вот, к примеру, Австрия сползла в рецессию на резком снижении инвестиций и расходов потребителей.
Доверие потребителей в зоне единой европейской валюты, состоящей из 20 стран, снижается уже шестой месяц подряд. Хотя сейчас снижение, следует отметить, все же оказалось меньше ожидаемого. И опять вниз тянут промышленность и розничная торговля, а наверх – сектор услуг.
Слабые показатели первой европейской экономики свидетельствуют о серьезности и глубине проблем, с которыми она столкнулась. С каждым месяцем все отчетливее проявляются проблемы старения рабочей силы, чрезмерная зависимость от Китая и необходимость в быстром переходе к новым энергетическим источникам.
Трудно сказать, является это хорошей миной при плохой игре или дело в искреннем оптимизме, но ряд видных экономистов и финансистов, включая, скажем, президента Bundesbank Йоахима Нагеля, призывают не сгущать краски и утверждают, что немецкая экономика обладает большим запасом прочности и устойчивости и что она быстро адаптируется к новым условиям. Но конечно и эти «оптимисты» соглашаются, что необходимы радикальные меры. С ними солидаризируется министр экономики и вице-канцлер Роберт Хабек, который на прошлой неделе призвал к принятию решений, которые помогут Германии остаться среди стран, благоприятных для занятий бизнесом.