Фаворит внешних рынков
Аргентинский песо упал на «черном рынке» более чем на 10%, до 1040 единиц за доллар США, что может спровоцировать новую девальвацию официального обменного курса центральным банком. Это произошло в результате победы крайне правого кандидата Хавьера Милеи на президентских выборах в стране. Вскоре после объявления итогов голосования последовали агрессивные распродажи местной валюты — из-за обещаний Милеи закрыть центральный банк и полностью долларизовать экономику Аргентины.
В Аргентине существует сложный набор обменных курсов, включающий официальный курс, замороженный правительством на уровне 350 за доллар, и множество параллельных или подразумеваемых обменных курсов. Курс черного рынка является самым известным из них и используется в основном для операций с наличными деньгами. Другой курс, называемый свопом «голубых фишек», является законным и применяется на местных финансовых рынках.
В своей победной речи в Милеи представил несколько подробностей экономической политики, которую он планирует вести, когда вступит в должность 10 декабря, передает CNN. «Анархо-капиталист», который во время предвыборной кампании размахивал бензопилой, символизирующей его планы по сокращению государственных расходов, пообещал «радикальные» реформы. «Модели упадка пришел конец, пути назад нет», — заявил Милей.
«Сегодня мы покончим с деструктивной моделью вездесущего государства, от нее выигрывают лишь немногие, в то время как большинство Аргентины страдает, — добавил он, одновременно признавая стоящие перед ним проблемы. — Перед нами стоят колоссальные проблемы: инфляция, экономический застой, отсутствие реальной занятости, незащищенность населения, бедность и нищета».
Финансовые рынки за пределами Аргентины в целом приветствовали победу Милеи, которая, вероятно, приведет к кардинальным изменениям в экономической политике. Новый президент обещает справиться с инфляцией выше 140%, дефицитом валютных резервов и с перспективой очередной болезненной рецессии. Долларовые облигации Аргентины подорожали в понедельник, так же как и акции нескольких аргентинских компаний, котирующихся в Нью-Йорке. Государственная энергетическая компания YPF подскочила в цене на 40%, а банки Banco Macro и Grupo Financiero Galicia прибавили 20%.
Финансовой рынок в самой Аргентине закрыт в связи с местными праздниками, но официальный песо немного ослаб в ходе частичных торгов и составил около 353,58 за доллар США. Милеи пообещал снять валютный контроль и ограничения на импорт, что, по мнению аналитиков, приведет к еще большему давлению на песо, приблизив официальную стоимость валюты к уровням, на которых она торгуется на различных неофициальных рынках. Песо к снижению не привыкать: стоимость этой валюты упала на 875% по отношению к доллару за последние пять лет.
Спрос на «твердую валюту», доллар, в Аргентине увеличился из-за опасений по поводу пустых долларовых резервов в центральном банке, что увеличивает риск перехода к использованию доллара.
Лучшие, чем ожидалось, результаты Майли на первичных выборах в августе уже вынудили центральный банк девальвировать официальную стоимость песо на 18% до рекордно низкого уровня — 350 долларов за доллар. Третья по величине экономика Латинской Америки продолжает бороться с серьезным экономическим кризисом, сопровождающимся заоблачной инфляцией и сокращением резервов центрального банка. А в свете появления эксцентричного главы государства и вовсе непонятно, чего жителям страны ждать в дальнейшем.
Милеи, по-видимому, был фаворитом упомянутых мировых финансовых рынков. Об этом можно судить и по публикации Bloomberg. Агентство пишет, что падению песо способствует то, что министр экономики Серхио Масса, который тоже был кандидатом в президенты, печатал до выборов деньги для финансирования государственных расходов в попытке получить большее количество голосов, и это, вероятно, подстегнет инфляцию. То есть, будущая инфляция заранее объявлена «родимым пятном прошлого», не говоря уже о фразеологии публикации.
«Парню не промах» сложно будет не промахнуться
Курс аргентинского песо относительно доллара на торгах 23 ноября достиг самого низкого значения в истории страны: в начале года пара USD/ARS была 177, а сейчас почти 357, или девальвация песо менее чем за 11 месяцев 2023 года превысила 102%, приводит расчет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
Он напоминает, что в самом деле, все последние годы страна находится в состоянии «перманентного дефолта». Отток капитала, инфляция 143%, отрицательный торговый баланс (импорт выше экспорта) приводят к тотальному обесценению песо, и Аргентина занимает первое место в мире по темпам падения своей валюты.
«Избрание нового президента с его крайними взглядами на монетарную политику — закрытие Центробанка и полная долларизация экономики — привело лишь к усилению волатильности на валютном рынке. Ключевая ставка ЦБ достигла 133%, а и без того очень низкие золотовалютные резервы страны с начала года рухнули в два раза, с 36 до 18 млрд долл., и это еще один из факторов девальвации песо», — говорит эксперт.
Тем не менее, указывает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, при всех своих эпатажных выходках Милей — крепкий профессионал и парень не промах, имеет за плечами приличный послужной список: ученая степень по экономике в университете Бельграно, а также две степени магистра в Институте экономического и социального развития (IDES) в Буэнос-Айресе и Университете имени Торкуато ди Телла.
Более двадцати лет, рассказывает аналитик, Милей был профессором макроэкономики, экономики роста и микроэкономики. Он является специалистом по экономическому росту и преподавал несколько экономических предметов в университетах Аргентины и за рубежом. Он написал более пятидесяти научных работ, работал главным экономистом в нескольких национальных и международных государственных органах.
Но в ближайшее время курс аргентинского песо, видимо, будет продолжать слабеть, полагает Александр Потавин. «Проблема Милея не в его личной компетенции, а в отсутствии у него дееспособной профессиональной команды. Ему еще только придется набирать себе подходящих людей на ключевые должности в экономике, а на это уйдет время. Надеемся, что из своих многочисленных сторонников он найдет нужных ему профессионалов», — замечает эксперт.
Милей принял экономику Аргентины в плачевном состоянии, с учетом полного отсутствия ресурсов для развития, хронического дефицита бюджета и отсутствия устойчивости. Программа выхода страны из кризиса может не понравиться местному парламенту. Тот в крайнем случае может провести импичмент. Поэтому, считает Александр Потавин, хотя определенная свобода действий у нового президента есть, но времени на раскачку нет совсем. Хорошо, если через год-полтора будут первые позитивные сдвиги, тогда и курс песо может стабилизироваться.
«С начала этого года курс доллара к песо вырос примерно на 100%. Правда в последние месяцы девальвация аргентинской валюты несколько замедлилась. Видимо в начале 2024 года песо сохранит слабость. И такая динамика сохранится до тех пор, пока не станут заметны радикальные изменения в экономике и финансовом рынке страны», — заключает эксперт.
Вообще, констатирует финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Павел Сокол, для крепости валюты не играет роли: правая власть или левая, главное, чтобы были проведены грамотные реформы. Тут у Аргентины в перспективе большие сложности. Так, как с одной стороны, Милей хочет обуздать государственные расходы и эмиссию, что несомненно положительно скажется на перспективах замедления роста инфляции и стабилизации курса. Но с другой стороны, он хочет углубить долларизацию, что при отсутствии стабильно положительного торгового баланса и низкого внешнего долга может навредить экономике.
«Так или иначе, — считает Павел Сокол, — страну, видимо, ожидает приватизация, как минимум временная дерегуляция операций по обмену валюты и отпускание внутренних цен, хорошо знакомое старшему поколению российских граждан. И на это время песо продолжит падать. Глубину падения сейчас предугадывать не имеет смысла. А вот потом, если при грамотном управлении механизмы экономики начнут функционировать, произойдет стабилизация и курса и инфляции. Но на это может потребоваться несколько лет».