В Дохе 19 декабря открылся очередной Doha Forum (DF). В столицу Катара съехались сотни журналистов, политиков, экономистов и общественных деятелей обсудить вызовы, с которыми столкнулась планета. Главной особенностью нынешнего Форума является учет того, что нынешний мир семимильными шагами становится многополярным.
Дополнительным отличием нынешнего DF от предыдущего, который прошел в марте прошлого года, является практически полное, по крайней мере, в первый день работы, отсутствие Украины, как участницы и как темы. О ней вскользь, и то обратного, упомянул разве что премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе на пленарном заседании «Что теперь ждет Ближний Восток», где заявил о лицемерии и двойных стандартах США, сравнив данные потерь за первые два месяца конфликта в секторе Газа и на Украине (в том смысле, что в Газе они выше).
Зато состоялось интересное обсуждение на заседании с такой темой, как «Растущее влияние БРИКС в многополярном международном порядке». После которого участников DF ждал сюрприз – интервью из Москвы по видеосвязи министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
Заседаний на форумах, подобных тому, что проходит в столице Катара, десятки, но, естественно, все они разные как по важности, так и по интересу, вызываемому у участников. О важности и интересе можно судить по деталям. Например, интервью с главой МИД РФ, модератором которого был дипломатический редактор Al Jazeera Джеймс Бейс, проходило в главном конференц-зале гостиницы «Шератон» – Dafna. Он – самый большой и вместительный и, естественно, отводится под самые важные и интересные мероприятия. О многом говорит и то что свободных стульев в зале на интервью Сергея Лаврова было совсем ненамного больше, чем на открытии DF, на котором, естественно, присутствуют все и свободных мест нет вообще.
Думается, главный российский дипломат не обманул ожидания собравшихся. Первую половину получасового интервью Лавров посвятил главным тенденциям текущего момента. Это, в первую очередь, смена однополярного миропорядка на многополярный, а также (с учетом предыдущего заседания) – рост влияния БРИКС и других организаций и союзов, которые уверенно бросают вызов доминированию Большой семерки.
Наш дипломат подробно остановился на «культуре отмены», которую Вашингтон в последние годы возвел в ранг главного направления американской политики: все, что не нравится США, что не совпадает с их точкой зрения и позицией, они пытаются как был «отменить». Причем, зачастую с использованием силы.
Вторая половина мероприятия была посвящена ответам на вопросы модератора. Бейс несколько раз прерывал Сергея Викторовича и в конце концов нарвался на фирменную шутку нашего министра, который сам прервал в очередной раз прервавшего его модератора со словами: «А теперь позвольте и мне вас прервать…».
Джеймс Бейс отличился, кстати, не только невоспитанностью, но и не самыми умными и интересными вопросами. Например, поинтересовался у Лаврова, сколько времени тот собирается еще возглавлять внешнеполитическое ведомство России? А на вопрос о том, что мистер Лавров думает о переговорах с Киевом, журналист получил совет позвонить Зеленскому и разобраться с подписанным им указом, запрещающим вести переговоры с Москвой.
Подводя итог заочной встрече с участниками DF, Сергей Лавров провел историческую аналогию: всякий раз, когда Россия подвергается нападению агрессора будь то Наполеон или, скажем, Гитлер, она не только побеждает внешних врагов, но и выходит из испытаний сильнее. То же самое будет, уверен Сергей Лавров, и сейчас: Россия не только победит врагов, но и станет еще сильнее.