Рост цен на медь: закрытие Панамы

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
19 декабря 2023, 18:23

2024 год претендует стать более благоприятным для рынка меди, чем год уходящий.

Коллаж: Тамара Ларина

Россия укрепляет позиции в производстве меди

К началу новой недели, 19 декабря 2023 года, фьючерсы на медь по сравнению с ценовыми уровнями пятницы, 15 декабря, поднялись на 2,76%, до отметки 8393, 8 долл. за тонну, остановившись у своего четырехмесячного максимума. Таким образом, котировки меди движутся в соответствии с траекторией цен на другие неблагородные металлы, подорожавшие на фоне «голубиных» прогнозов Федеральной резервной системы США. 

Снижение курса доллара также увеличивает спрос на недрагоценные металлы, повышающий их цену.

Опасения по поводу предложения меди на мировом рынке тоже поддержали тенденцию к росту цен на медь: Панама планирует закрыть рудник Cobre компании First Quantum, остановив тем самом производство на одном из ключевых источников мировых поставок.

Тем не менее, умеренность ожиданий спроса со стороны Китая ограничила подъем цен. От серии политических заседаний властей КНР, в том числе финансовых, на прошедшей неделе на рынке ждали объявлений о стимулирующих мерах.

Дефицит меди, которым пугали пару лет назад, до сих пор не наступил, и теперь его сроки переносят на более отдаленный срок, отметил в интервью «Моноклю» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Согласно данным International Copper Study Group (ICSG), в январе-июле профицит на мировом рынке рафинированной меди составлял 215 тыс. т. В целом мировые цены на медь сейчас значительно ниже, чем в 2021 году или в первой половине 2022 года, когда они были выше уровня 10 500 долл. за тонну. 

Общее замедление глобальной экономики сказывается и на снижении темпов энергоперехода, который остается основным драйвером спроса на медь, указывает эксперт. Также на спрос негативно влияют медленный рост китайской промышленности и сложные торговые отношения КНР и США. Между тем в ожидании быстрого роста спроса производители расширяют проекты по добыче меди. 

«По всей видимости, по итогам текущего года мировые объемы производства меди покажут рост. И в долгосрочной перспективе, по мере развития темпов энергоперехода, спрос на медь продолжит расти. Эти ожидания не дадут меди упасть в цене слишком сильно. На мой взгляд, маловероятно, что цена на медь окажется ниже отметки 7 500 долл. за тонну. До конца года можно ожидать колебаний вокруг 8 000 долл., а в следующем году котировки могут оставаться в диапазоне 7 500-9 500 долл. за тонну», — ожидает Алексей Калачев. 

Что касается России, то снижение цен на медь негативно для результатов производителей, но оно компенсируется слабым рублем, добавляет Алексей Калачев. Российские производители первичной меди имеют очень высокую операционную рентабельность и останутся прибыльными, несмотря на рост затрат и увеличение фискальной нагрузки. В целом доля России на глобальном рынке меди пока составляет около 4%. Около 40% российского производства меди приходится на «Норникель» (433 тыс. т в 2022 году), около 40% приходится на УГМК и еще около 20% — на РМК. Более 70% меди продается на экспорт. 

«Внутреннее потребление растет, но не сможет обеспечить спросом полную загрузку добычи. В стране реализуется еще два крупных медных проекта, способных потеснить прежних лидеров: ”Удоканская медь” в Забайкальском крае и комбинат на Баимском месторождении на Чукотке», — напомнил аналитик.

Дефицит все-таки ожидаем

Так или иначе, но, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев, цены на медь находятся в локальном растущем тренде с октябрьских минимумов. Поддержку цветному металлу оказывают новости о закрытии крупного рудника в Панаме, обеспечивающего около 1,5% мирового производства.  Также сказываются ожидания скорого смягчения ДКП ФРС. Рынок закладывает, что пик по ставкам уже пройден, смягчение может начаться весной 2024 года. 

«Более мягкая политика ФРС позитивна для ожиданий экономического роста и спроса на промышленные металлы. В среднесрочной перспективе подъем цен на медь может продолжиться вплоть до 9000–9500 долларов», — ожидает аналитик.

В начале этого года запасы меди на складах Китая — крупнейшего мирового потребителя — упали на 71%, до 55 тыс. тонн, и биржевая цена к январю 2023 года составляла примерно 9 500 долларов за тонну, показав локальный максимум, напоминает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research. 

Причиной последовавшего снижения цен на медь, полагает аналитик, стали проблемы на рынке недвижимости Китая, которые оказывали давление на ценовые позиции по меди большую часть этого года, несмотря на предпринятые правительством КНР попытки финансово стимулировать этот сектор экономики. Сама цена на медь зависит от двух факторов: мирового спроса (в основном от Китая — его доля в мировом потреблении меди составляет 55%) и биржевых спекулянтов (они покупают фьючерсы на медь для извлечения прибыли на разнице цен при покупке и продаже инструмента, а не для вложений в производство).

«Здесь спрос зависит от процентных ставок ФРС США. Когда ставки повышаются — цена на медь, да и на любое сырьё падает из-за дорожающих кредитов, финансовые потоки перераспределяются, растет в цене доллар США. Когда ставки снижаются — все происходит с точностью до наоборот. В последние два месяца, в связи с прекращением работ на крупном руднике меди в Панаме и понижением прогноза добычи меди на 2024 год от горнодобывающей компании Anglo American, биржевая цена на этот актив начала показывать рост, а отраслевые аналитики — менять прогнозы», — говорит Николай Вавилов. 

По оценкам одного из крупнейших аналитических банков США — Goldman Sachs, в следующем году вместо профицита на рынке рафинированной меди нас ожидает дефицит в размере до 500 тыс. тонн. Нужно учесть, что около 75% всей выпускаемой в мире рафинированной меди используется в электротехнике, включая различные электрокабели и провода, так что подорожание металла коррелирует с такими известными тенденциями, как увеличение производства электромобилей и в целом активно декларируемый «зелёный» энергопереход, заключает эксперт.