Катарская национальная нефтегазовая компания QatarEnergy приостанавливает перевозки сжиженного природного газа (СПГ) через Красное море, сообщает ТАСС со ссылкой на агентство Reuters. Поинформации агенства, суда Al Ghariya, Al Huwaila и Al Nuaman загрузили СПГ в Рас-Лаффане в Катаре и должны были направиться к Суэцкому каналу, но 14 января остановились у берегов Омана.
QatarEnergy, согласно этим данным, приняла решение отказаться от использования маршрута через Красное море до получения рекомендаций по безопасности в связи с действиями хуситов, с середины ноября 2023 года атакующих коммерческие суда в Красном море. Если проход через Красное море останется небезопасным, компания перенаправит свои танкеры с СПГ длинным путем вокруг всей Африки с обходом мыса Доброй Надежды на юге континента.
Отметим, что со времени появления на газовом рынке в заметных количествах сжиженного природного газа, его достоинством, оправдывающим высокую стоимость продукта, считается возможность доставки морским путем в любую, теоретически, точку Земного шара, а практически — туда, где есть терминал по приему и регазификации СПГ. Строительство таких терминалов позволило, в определенной мере, реализовать это качество данного продукта.
До сих пор поставка СПГ не сталкивалась с какими-либо ограничениями, если не считать случай блокирования терминала по его отгрузке в Австралии бастующим персоналом газовой компании в конце минувшего года. Бесперебойная морская доставка подтверждала то, что считается преимуществом СПН перед трубопроводным газом, места закачки и приема которого не могут менять свое местоположение. А кроме того, сам трубопровод может быть поврежден и даже полностью выведен из строя, что казалось гипотетической угрозой, но, к сожалению, подтвердилось на примере трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2», взорванных, вероятнее всего, по решению и с участием США.
Однако нынешние сложности с доставкой СПГ демонстрируют, что маршруты его доставки также могут быть под угрозой и даже прерываться путем применения военной силы. Правда, это справедливо по отношению к «узким местам», наподобие каналов и проливов, и нет оснований ожидать нарушения океанского судоходства, как такового. В то же время, такие «узкие места» находятся на важнейших морских торговых путях, а их обход еще более повышает стоимость СПГ, не говоря о сроках доставки. Таким образом, главное преимущество способа доставки природного газа потребителям путем его сжижения для морской перевозки — произвольная маршрутизация, очевидно, находится под угрозой и отчасти нивелировано.
После обострения палестино-израильского конфликта в секторе Газа, хуситы заявили, что будут наносить удары по территории Израиля, а также не позволят связанным с Израилем судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива, пока операция в палестинском анклаве не будет прекращена. Со ссылкой на подсчеты Центрального командования вооруженных сил США агентство указывает, что с середины ноября прошлого года хуситы атаковали более 20 гражданских судов в Красном море.