Европейский мотор сломался

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
17 января 2024, 17:00

В первой экономике Европы накопилось много проблем, на решение которых потребуется немало времени.

piqsels.com

Экономика Германии переживает не самые лучшие времена. Не стал исключением и прошлый год. Предварительные данные за последний квартал говорят о спаде на 0,3%. Такие же данные в целом по 2023 году. Сейчас ВВП ФРГ превышает ВВП 2019 года всего лишь на 0,7%.

Тем не менее, рецессии первой европейской экономике удалось чудесным образом избежать благодаря определению технической рецессии. Для этого необходим спад в двух кварталах подряд. Канцлера Шольца и министра экономики Хабека спасло статистическое управление Destatis, которое после окончательных уточнений заявило, что в третьем квартале был все же не спад, как считалось ранее, а стагнация, т.е. четвертый квартал со спадом формально сейчас первый и для наступления рецессии нужен спад и в первом квартале 2024 года.

Бед у немецкой экономики, конечно, много: от устаревшей бизнес-модели, ориентированной на экспорт, и замедления развития экономики Китая, крупнейшего торгового партнера Германии, до высоких цен на энергоносители и электроэнергию, высокой учетной ставки и очень сложного и дорогого перехода к «зеленой» энергетике. Одни проблемы носят цикличный характер, другие являются структурными, но все их объединяет одно – путей быстрого выхода из затянувшегося кризиса нет, пишет Wall Street Journal. Перспективы немецкой экономики в тумане и выглядят мрачно.

«Меня никогда так сильно не беспокоили перспективы (экономики) Германии в среднесрочной перспективе»,- жалуется экономист из Natixis Дирк Шумахер.

Его тревоги имеют под собой серьезное обоснование. Достаточно сказать, что ВВП Германии сейчас всего лишь на 1% больше, чем в конце 2017 года. Для сравнения: ВВП США за тот же период вырос на 13%.

В 2024 году немецкая экономика столкнется с новыми вызовами и проблемами. Их тоже немало: от кризиса в строительном секторе до войны на Ближнем Востоке, которая практически остановила торговлю между Европой и Азией по самому короткому маршруту: по Красному морю и через Суэцкий канал. Несмотря на рост безработицы и миграции бизнес жалуется на дефицит кадров, особенно квалифицированных. Вишенкой на совсем несладком торте стал в конце года бюджетный кризис, вспыхнувший после решения Конституционного суда по ограничению использования правительством внебюджетных фондов.

Экономические беды, как нетрудно догадаться, вызывают недовольство населения. Фермеры, возмущенные планируемой отменой субсидий, перекрыли движение в центре Берлина и других крупных городов ФРГ. Опросы показывают, что ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) вполне может стать крупнейшей немецкой партией в Европарламенте, выборы в который состоятся в июне. Прочат ультраправым успехи и на земельных выборах в этом году.

Невольно вспоминается известный термин «больной человек Европы», который впервые ассоциировался с Германией в конце 90-х годов прошлого века и в начале нулевых. Сейчас все больше экономистов вновь так называют Германию.

«Угроза деиндустриализации вполне реальна»,- говорит глава GL Giesserei Lössnitz Макс Янковски, который сейчас платит за электроэнергию в 3-4 раза больше, чем до 24 февраля 2022 года, и более чем в 5 раз больше американских конкурентов.

Проблемы всей экономики ФРГ можно изучать по проблемам знаменитого немецкого автопрома, который, по данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA), производит лишь на 25% больше автомобилей, чем в середине десятых годов, т.е. 10 лет назад. Еще больше проблем у машиностроения в целом, объем продукции которого сейчас меньше объема 2019 года. Перенос конфликта в Красное море эти проблемы, конечно же, только усилит.

Тем не менее, не все экономисты бьют тревогу. Есть и такие, кто считает, что не стоит преувеличивать проблемы и указывает на по-прежнему относительно низкие безработицу и госдолг. И все же согласно последнему опросу Немецкой торгово-промышленной палаты ФРГ 2200 немецких производственных компаний условия ведения бизнеса в Германии никогда не были такими тяжелыми и мрачными за все 15 лет проведения таких опросов.

Bank of America на прошлой неделе понизил прогноз по росту экономики ФРГ до 0,1% в 2024 году. В предыдущем прогнозе ее шансы оценивались выше - +0,3%.

Неприятности, увы, не только в экономике. Лишь 19% немецких избирателей поддерживают политику канцлера Шольца, что является самым низким показателем за четверть века. Быстро снижаются рейтинги и партнеров Олафа Шольца по правящей коалиции. Причем, работа в правительстве уже не выглядит такой привлекательной. Так, члены самой маленькой партии коалиции – свободных демократов (FDP) провели голосование о выходе из коалиции. Победившие сторонники работы в правительстве, но с совсем незначительным перевесом - 52%.

Количество заказов в машиностроительном секторе, в котором работает св. 1 миллиона человек, снизилось в ноябре на 13% в годовом выражении. Инвестиции и личное потребление тоже снижаются. Они опустились сейчас ниже уровня 2019 года. Несмотря на относительно невысокую безработицу растет число проблем и на рынке труда. По сравнению с 2022 годом безработица в декабре выросла на 0,9% и составляет сейчас 5,9%. НДС на ресторанные блюда в декабре вырос до 19% с 7% в допандемические времена после того, как перестали действовать пандемические льготы.  

Сезон рождественских и новогодних продаж разочаровал. Несколько крупных ритейлеров, включая Galeria Karstadt Kaufhof, сеть магазинов с более чем 15 тыс. сотрудников, совсем недавно объявили о банкротстве.

Последний раз экономика Германии попадала в такое сложное положение в конце 90-х – начале 2000-х. Тогда правительство внесло очень непопулярные у населения изменения в трудовое законодательство, что помогло бизнесу снизить расходы и восстановить конкурентоспособность. Как будет действовать правительство сейчас, пока еще никто не знает. Одно очевидно: рассчитывать на Китай, как в предыдущие рецессии, не стоит. Экономика Китая сейчас сама испытывает серьезные проблемы и ей не до помощи, а китайские компании все чаще конкурируют с немецкими.