Белоруссия поднимает тариф на прокачку российской нефти в Европу, но еще больше — казахстанской

25 января 2024, 12:47

Белоруссия поднимает цену на транзитную транспортировку нефти через территорию республики, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии.

Транснефть-Дружба
Читайте Monocle.ru в

«На 10,2% проиндексированы тарифы по транзитной транспортировке нефти через территорию республики и для внутреннего потребления, — приводит агентстство информацию из официального сообщения МАРТ. — При этом в отношении транзитных направлений тарифы проиндексированы и установлены исходя из принципа равенства их удельных значений».

В документе сообщается, что стоимость услуги прокачки нефти по трубопроводу Унеча (Высокое) — Адамова Застава (от границы с РФ до границы с Польшей в направлении Германии) — он используется исключительно для транспортировки казахстанской нефти — вырастет на 38% — до 629,26 российского рубля за 1 тонну нетто (без НДС).

Тариф для трубопровода на участке Унеча (Высокое) — Броды (от границы с РФ в направлении Украины, Венгрии, Словакии и Чехии увеличен на 10,2% — до 215,78 российского рубля за 1 тонну. По этой трубе как раз идет российская нефть.

Также на 10,2% вырастут тарифы на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам для белорусских НПЗ («Нафтан» и Мозырский НПЗ). Но оплачивается она в белорусских рублях.

Как ранее писал «Коммерсант», в конце минувшего года Белоруссия инициировала индексацию тарифов на транспортировку нефти по своей территории в европейском направлении. Минск предлагал увеличить стоимость прокачки по северной ветке нефтепровода «Дружба», по которой сейчас идет только казахстанская нефть, на 43%, а для южной, по которой продолжаются поставки из России, — на 14,5%.

Такой разрыв в тарифах воператор белорусской нефтетранспортной системы «Гомельтранснефть Дружба» объяснял необходимостью исключить перекрестное финансирование расходов на транспортировку по северной ветке за счет прокачки по южной, особено с учетом того, что транспортировка российской нефти из-за «непредвиденных обстоятельств» (читай — санкций в отношении России — прим. ред. Monocle.ru), снизилась почти в пять раз по сравнению с 2022 годом, в том числе в 17 раз на Адамово. Речь идет об отказе Польши и Германии принимать российскую нефть на фоне введения санкций. На данный момент по северной ветке «Дружбы» в Европу идет только сырье из Казахстана, прогнозный объем на этот год — 1,2 млн тонн, отмечала газета.