Германия рискует превратиться в «музей процветания»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
25 января 2024, 18:05

В ФРГ усиливаются забастовки. Причем, они становятся не только мощными, но и очень продолжительными.

GETTY/IMAGES

Президент Ассоциации предпринимателей Германии Райнер Дулгер считает, что Германия рискует превратиться в «музей процветания». С этим предупреждением он выступил в первый день самой долгой в истории страны забастовки, проходящей на фоне бюджетно-финансового кризиса. Кризис спровоцировало решение Конституционного суда ФРГ в ноябре 2023 года. Напомним, главный немецкий суд запретил правительству Олафа Шольца переводить 60 млрд евро во внебюджетный «климатический» фонд для инвестиций в экономику и финансирования борьбы с изменениями климата.

Райнер Дулгер считает, что федеральное правительство потерпело неудачи на всех направлениях и фронтах и что немецкий бизнес больше не доверяет правящей коалиции, состоящей из социал-демократов Олафа Шольца, «зеленых» Роберта Хабека и Анналены Бербок и свободных демократов Кристиана Линднера.

«Мы должны быть очень внимательными,- призвал он.- Ни в коем случае нельзя превратиться из мотора Евросоюза в музей процветания. Соседи смотрят на нас с тревогой. Мне больно видеть, как низко опустилась Германия за два последних года».

Горькие слова главы деловой ассоциации, произнесенные в первый день 6-дневной забастовки железнодорожников, которые требуют повышения зарплат и улучшения условий труда, стали еще одним подтверждением усиливающегося разочарования правительством Шольца.

Такой длительной забастовки в истории немецких железных дорог еще, кстати, не было. Она началась в 2 часа ночи 24 января с прекращения работы пассажирских поездов. Сегодня вечером остановятся все товарные составы. Эксперты предупреждают об усилении хаоса на торговых маршрутах, уже сильно пострадавших от конфликта в Красном море, которое без особых усилий закрыли для судоходства хуситы.

Профсоюз машинистов поездов (GDL) требует повышения зарплат на 550 евро в месяц, сокращения продолжительности рабочей недели и компенсации за инфляцию. Администрация оператора железных дорог ФРГ Deutsche Bahn в ответ обвинила профсоюз в шантаже и в том, что он «взял страну в заложники».

Забастовка железнодорожников началась после забастовки фермеров, блокировавших в первой половине января дороги и центры городов по всей Германии. Аграрии протестовали против намерения властей постепенно отменить субсидии на дизельное топливо для сельского хозяйства.

Акции немецких трудящихся проходят на фоне бюджетно-финансового кризиса, в результате которого в бюджете ФРГ на 2024 год образовалась дыра размером в 17 млрд евро. В последний момент участники правящей коалиции все же сумели договориться о том, как выходить из кризиса. Однако план строится на непопулярных у населения планах жесткой экономии, которыми и вызваны мощные забастовки.

По мере усиления проблем атмосфера в правительстве Шольца становится все более взрывоопасной. К проблемам, которые сейчас приходится решать федеральным министрам, обязательно следует прибавить и миграционный кризис. Он заслуживает особого внимания, потому что усиливает популярность ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (AfD), которая, по прогнозам экспертов, должна добиться успеха на местных выборах и выборах в Европарламент в июне.