Премьер-министр Ливана Наджиб Микати назвал атаку «преступлением, направленным на то, чтобы втянуть Ливан в новую фазу конфронтации с Израилем». Несмотря на громкое обвинение, по сделанному ливанским премьером заявлению видно, что он меньше всего хочет быть втянутым в этот конфликт.
Естественно, что в качестве организатора покушения на лидеров ХАМАС всеми рассматривается единственный подозреваемый – это Израиль, тем более что премьер правительства этой страны Беньямин Нетаньяху ранее пообещал ликвидировать руководство ХАМАС вне зависимости от того, где оно находится. А советник премьер-министра Израиля Марк Регев косвенно подтвердил причастность Тель-Авива к произошедшему, заявив, что кто бы не совершил убийство Салех аль-Арури, это была не атака по Ливану или Хезболле, а лишь «хирургический удар» по руководству ХАМАС.
Израиль в свою очередь не желает эскалации конфликта с ливанским движением Хезболла, с которым уже три месяца обменивается ударами в приграничных регионах. Хотя ранее Хезболла и угрожала начать войну против Израиля в случае начала наземной операции в Секторе Газа, шиитское движение пока воздерживается от исполнения собственных угроз.
Одни словесные пассажи прозвучали и на этот раз – в заявлении, распространенном движением Хезболла, говорится, что и «это преступление никогда не останется без ответа и наказания». Часть войск ЦАХАЛ на всякий случай была переброшена из Сектора Газа на границу с Ливаном.
Масла в огонь ближневосточной войны также подливает двойной теракт, совершенный третьего января в иранском городе Керман на поминальной процессии рядом с кладбищем, где похоронен генерал Касем Сулеймани. По предварительным данным, число погибших приближается к сотне человек.
Напомним, что генерал Касем Сулеймани был руководителем подразделений Корпуса Стражей Исламской революции, осуществляющих операции за пределами Ирана. В частности, в его обязанности входили контакты с президентом Сирии Башаром Асадом, а также движениями ХАМАС и Хезболла.
Касем Сулеймани был убит в результате американского ракетного удара по аэропорту Багдада ровно четыре года назад – 3 января 2020 года, а приказ о ликвидации иранского генерала отдал лично президент США Дональд Трамп. Таким образом, жертвами теракта стали люди, пришедшие на кладбище почтить память Касема Сулеймани.
Если теракт в Иране стал своеобразным предупреждением Тегерану о недопустимости вмешательства его прокси-сил в войну в Израиле, то, во-первых, это уже само по себе явная эскалация конфликта, а во-вторых, произошедшее может привести к обратному эффекту, заставив иранские власти задуматься о мести.
Растет напряженность и южнее Израиля – в Йемене и в прилегающей к нему акватории Красного моря. Несмотря на то, что США уже две недели назад перебросили в этот регион авианосец «Эйзенхауэр», несущий на борту 90 самолетов и вертолетов, и наспех сколотил международную коалицию для борьбы с обстрелами гражданских судов йеменскими хуситами, эти атаки продолжаются.
Более того, йеменцы вступают в бои с американскими вертолетами, прибывающими на помощь атакуемым гражданским судам. Пока что военный перевес на стороне США, но если хуситам вдруг улыбнётся удача, они собьют вертолёт или поразят военный корабль, Западу придётся переходить к более существенным операциям в регионе со всеми вытекающими рисками.