Почти через год после банковского кризиса, приведшего к банкротству трех региональных банков в США и срочной покупке Credit Suisse в Европе, банковскую систему вновь штормит. Причем штормит не только в Америке, как в прошлом году, а везде, подчеркивает CNN: и в Нью-Йорке, и в Токио, и в Цюрихе. Отличительной чертой нового банковского кризиса является то, что банки несут убытки на кредитах на рынке коммерческой недвижимости, на котором сейчас тоже очень неспокойно.
В среду, 31 января, акции New York Community Bancorp (NYCB) рухнули на 38% после того, как стало известно об убытках банка в последнем квартале прошлого года в размере 252 млн долларов. Для покрытия убытков нью-йоркский банк отложил 552 млн долларов. Для сравнения: в третьем квартале на эти же цели было потрачено в 9 (!) раз меньше, 62 млн долларов.
В последний день января индекс региональных банков — KBW Regional Banking Index, отслеживающий 24 ведущих банка США, обвалился на 6%. Это стало крупнейшим дневным снижением с мая 2023 года. Причем на следующий день он продолжил падение и к 11 часам утра снизился еще на 4,8% на обвале акций других региональных банков. 1 февраля акции NYCB рухнули еще почти на 13%, а Banc of California и BankUnited — на 8%.
Крупная доля убытков NYCB связана с кредитами на офисные здания. Причем, гендиректор Томас Кангеми подчеркнул, что кредитование офисных зданий просело сейчас по всем США, а не только в Нью-Йорке.
Инвесторы и регуляторы после прошлогоднего банковского кризиса ждали новых потрясений в банковской системе и, похоже, дождались. Сейчас причина неприятностей — проблемы на рынке коммерческой недвижимости. Цена многих офисных зданий в последнее время резко снизилась, потому что во время коронавирусной пандемии миллионы людей работали на дому и много офисных зданий оставались невостребованными. В то же время высокая учетная ставка затруднила жизнь строительных компаний, которые часто финансируют крупные проекты за счет огромных банковских кредитов.
Дальше — больше. 1 февраля японский Aozora Bank сообщил, что кредиты, связанные с офисными зданиями в США стали (частично, конечно) причиной его убытков в размере 28 млрд иен (190 млн долларов) в 2023 году. По прогнозам, кстати, токийский банк должен был получить по итогам прошлого года прибыль в размере 24 млрд иен. Акции Aozora Bank после такого неожиданного для рынка заявления рухнули на 21%.
В токийском банке, кстати, считают, что рынок офисных зданий в США стабилизируется не раньше чем через год-два по мере того, как все больше работников будет возвращаться на рабочие места, т.е. офисные здания вновь начнут наполняться, и ФРС начнет снижать ставку.
Схожие проблемы и у кредитных банков и в Старом Свете. Швейцарский банк Julius Baer, специализирующийся на накоплении активов и их управлении, сообщил 1 февраля о снижении скорректированной операционной прибыли в прошлом году на 55%. Он потерял 586 млн швейцарских франков (680 млн долларов) на кредитах некому «европейскому конгломерату». Гендиректор Филипп Рикенбахер ушел в отставку.
Reuters считает, что речь идет о кредитах австрийскому девелоперу Signa Group, который купил в 2019 году часть знаменитого здания Chrysler. В декабре несколько подразделений Signa объявили о банкротстве.
Deutsche Bank, крупнейший кредитный банк Германии, объявил вчера о выделении 123 млн евро на погашение потенциальных убытков четвертого квартала. Причем, тоже связанных с рынком коммерческой недвижимости в США.
Каковы масштабы нового банковского кризиса, сказать пока трудно. Однако Филип Лоулор из Wilshire Indexes считает, что проблемы на рынке коммерческой недвижимости в США едва ли коснутся крупных банков. По крайней мере, пока. Тем не менее, он призывает сохранять бдительность, потому что банковский кризис в прошлом году тоже начинался с маленьких неприятностей, которые, однако, быстро превратились в неприятности крупные.