Европейский автопром ждут большие перемены

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
20 февраля 2024, 14:54

В числе идей для поддержки европейских автопроизводителей в рассматривается и создание автогиганта, своего рода «автомобильного Airbus».

volkswagen-newsroom.com
Читайте Monocle.ru в

В Volkswagen, Renault и Stellantis задумались над тем, что всегда казалось немыслимым – объединить усилия для совместного выпуска электромобилей и отражения экзистенциальных угроз. По мере того, как конкуренты из Китая и Tesla Inc. все больше обходят крупнейших европейских автопроизводителей, становится все более очевидно, что традиционные методы ведения бизнеса в автопроме теряют свои эффективность и надежность.

Глава Stellantis NV Карлос Таварес уверен, что в будущем компании, не способные конкурировать с автопроизводителями из Поднебесной, ждут большие неприятности. Он также говорил, что европейский автопром, в котором работает 13 млн человек и доля которого в ВВП ЕС составляет 7%, ждет большая «кровавая баня», если европейцы не приспособятся к реалиям современного мира.

Отличительной чертой этого года, напоминает Bloomberg, будет спад спроса на электромобили, продажи которых, по прогнозам, будут самые низкие с 2019 года. Это резко обострит конкуренцию на рынке электрокаров. Спад почувствовал даже лидер автопрома – Tesla. Акции компании Илона Маска в этом году подешевели на 20%, что привело к снижению капитализации почти на 150 млрд долларов. Для сравнения: это больше стоимости всего VW.

Среди других проблем автопрома в этом году можно назвать отмену для них правительственных льгот, резкий рост стоимости ремонта, недовольство потребителей климатической политикой властей и даже выборы в США и Европе, которые наверняка еще больше снизят спрос на электромобили. Впрочем, специалисты считают, что спад на рынке электромобилей будет длиться недолго.

В 2025 году в Европе вступают в силу жесткие ограничения по выбросам вредных веществ. Это означает, что автопроизводителям придется или больше собирать электрокаров, или платить большие штрафы. При самом неблагоприятном сценарии VW придется, например, заплатить штрафов в целом на 2 млрд евро, если он не снизит выбросы вредных веществ до требуемого уровня.

Европейским автопроизводителям волей-неволей нужно продавать больше электромобилей, но их ждет на их собственном рынке, изрядно сейчас, кстати, охладившемся, очень сильный конкурент. Китайские электромобили не только дешевле аналогичных европейских моделей, но и зачастую превосходят их даже по качеству.

Например, Dolphin, выпускаемый BYD Co., стоит почти на 7 тыс. евро дешевле аналогичной модели VW - VW ID.3, который компания раньше позиционировала «жуком эры электромобилей». На крупном автосалоне, который начинает работать на следующей неделе в Женеве, китайские электромобили будут играть главные роли. Китайские автопроизводители подготовили даже достойного конкурента автоклассике - Mercedes-Benz G-Class.

Гендиректор Renault SA CEO Лука де Мео призывает к созданию союза, схожего с тем, что существует в европейском авиапроме. Речь идет, конечно, об Airbus, созданном в свое время объединением авиастроителей из Франции, ФРГ, Великобритании и Испании для конкуренции с Boeing Co. Автомобильный Airbus, уверен он, поможет сократить большие расходы, необходимые для сборки более дешевых электромобилей, и принесет немало других выгод.

Интерес к такому объединению вырос в конце прошлого года, когда Renault представил проект электромобиля, который будет стоить менее 20 тыс. евро, т.е. вдвое дешевле ID.3. Кстати, идею слияния де Мео предложил даже не Airbus, а Япония, где самые популярные модели электромобилей собирают несколько автопроизводителей. В довершение ко всему, японские власти еще и дают им льготы.

Несмотря на очевидные выгоды предложение де Мео не вызвало особого энтузиазма ни у Тавареса из Stellantis, которому больше нравится развиваться путем слияний и поглощений, ни у руководства других европейских автопроизводителей.

Более теплый прием идеи де Мео могут получить за океаном, где General Motors Co. и Ford Motor Co. тоже хотят разделить расходы по сборке электромобилей.

Кстати, проблемы в автопроме не стали причиной отмены или сокращения размеров дивидендов. Так, GM, Ford и Stellantis потратили в общей сложности 22,7 млрд долларов на выкуп акций и выплатили в прошлом году большие дивиденды акционерам, а Renault на прошлой неделе и вовсе предложил максимальные за 5 лет выплаты акционерам.

Не исключено, что сейчас в Брюсселе кое у кого появились сомнения в правильности фактического запрета на выпуск с 2035 года автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Более благосклонно отнеслись к идее сотрудничества по электромобилям в Volkswagen, который вложил в электромобили большие средства, но отдачи не получил.

Очевидно, окончательное решение по объединению усилий по сборке электрокаров европейские автопроизводители будут принимать после того, как выпустят свои новые модели. VW, Stellantis и Renault сейчас независимо друг от друга работают над электромобилями не дороже 25 тыс. евро, а Mercedes и BMW планируют вывести на рынок сразу несколько новых моделей электрокаров к 2025-26 годам.

Противники объединения возлагают также надежды на Еврокомиссию, которая заканчивает расследование в отношении китайских автопроизводителей, которые получают помощь от своих правительств, что позволяет им снизить цены. Первые штрафы, а в том, что штрафы будут, могут быть выписаны уже в июле.