Объем рынка заменителей натурального грунта оценивается в 455 тыс. куб. м., а на долю минераловатного субстрата приходится лишь половина. Но эта доля последние годы растет по сравнению с другими видами субстрата — торфяным и кокосовым. Это объясняется отказом тепличных хозяйств на фоне импортозамещения от импорта кокосового субстрата, а также рядом преимуществ минераловатных кубиков по сравнению с органическими, благодаря чему их популярность растет во всем мире. В частности, речь идет об устойчивости к воздействию микроорганизмов и гнили.
«Технониколь», работающая на этом направлении около десяти лет и вложившая в него более 1 млрд рублей, стала лидером российского рынка и ведущим экспортером. До СВО компания наращивала продажи за границей, в Европе спрос на российскую продукцию даже превышал предложение. В 2021 году в Рязани было запущено производство инновационного био-субстрата мощностью 12 тыс. куб. м — с применением запатентованного биополимерного связующего, стимулирующего рост корневой системы и самого растения. Кстати, только в эту линейку вложено более 0,5 млрд рублей.
Увеличение мощностей в Татарстане, очевидно, рассчитано на развитие экспорта, только уже не в Европу, а в Китай. Растет и внутренний рынок, хотя не так быстро, как хотелось бы. Площади российских теплиц, составляющие 4,1 тыс. га, увеличиваются примерно на 10% в год. И у нас есть большой запас роста, если сравнивать обеспеченность теплицами на душу населения с той же Европой: 12 га против 41 га в Германии, 609 га в Нидерландах, 1120 га в Испании.