Очередным вопиющим случаем стал отчет по рынку труда США в минувшую пятницу. И если месяц назад мы и не только мы думали, что январский отчет о занятости был самым нелепым в новейшей истории, то теперь становится ясно, что это была ошибка - февральский отчет оказался еще более шокирующим и вызвал просто бурю возмущений и любителей изучать статистические цифры.
Итак, обо всем по порядку.
На первый взгляд, это был очередной сильный отчет о занятости, чего, конечно, никто не ожидал - 275 тысяч созданных рабочих мест. Из аналитиков 76 банков, был только один, который ожидал подобного - все остальные прогнозировали ниже.
Таким образом, в январе мы видели отклонение от консенсуса в 4 сигмы, а в феврале - 3 сигмы. Излишне говорить, что два таких сильных отклонения подряд случались только в командных экономиках, например в СССР, но теперь, судя по всему, и в “рыночной” США. Очевидно, бюро статистики просто рисует цифры, которые потом как мантру используют в своих речах политики.
Но прежде чем идти дальше, отметим, что все эти нелепые цифры затем пересматриваются задним числом и приводятся к более или менее подобающему виду, но на этом мало кто обращает внимание. Так и в этот раз, январские “космические” цифры были пересмотрены с 353 тысяч рабочих место до всего лишь 229, то есть пересмотр составил 124 тысячи рабочих мест, что стало самым большим месячным отрицательным пересмотром за два года. Можно не сомневаться, что и февральские цифры подвергнутся ревизии.
Напомним также, что в 2023-м почти подобные пересмотры были почти каждый месяц.
Но справедливости ради, отметим, что не все цифры в отчете были фантастическими. Уровень безработицы как раз, наоборот, вырос до 3,9%, самого высокого уровня с февраля 2022 года. При этом безработица среди чернокожих выросла на 0,3% до 5,6%.
Также вполне адекватным выглядит средний почасовой заработок, который после роста на 0,6% в январе (пересмотрен до 0,5%) в этот раз вырос всего на 0,1% - это самый низкий показатель за два года.
Но и тут, на самом деле, можно найти откровенные манипуляции. Январский резкий рост средней заработной платы не имел ничего общего с фактической заработной платой, а был полностью связан с оценкой количества отработанных часов (которая является знаменателем при расчете средней заработной платы), которая в прошлом месяце упала всего до 34,1 - а это самый низкий показатель со времен пандемии.
В феврале и рабочая неделя стала длиннее, так что итоговый рост на 0,1% вполне себе вписывается в реальную картину.
В целом же, американская статистика по ключевым компонентам, которым, безусловно, является рынок труда превращается в настоящую клоунаду. Это отчетливо видно в сравнении ежемесячных цифр от бюро статистики труда США и ADP. Беспристрастный ADP (который напрямую регистрирует данные о занятости на уровне компании и является гораздо более точным) показывает ускоряющееся замедление, а вот у официального органа администрации Байдена цифры показывают устойчивый тренд, противореча практическим всем очевидным факторам.
Точно также мы видим, как эту рисованную статистику затем используют в пропаганде. Так, в недавнем интервью Байден упомянул, что в США самая сильная экономика за последние десятилетия. Однако реальность показывает, что рост ВВП в 2023 году с поправкой на накопление государственного долга был худшим с 1930 года. Госдолг США сейчас превышает 34 триллиона долларов и увеличивается на 1 триллион долларов каждые сто дней.