Спотовые цены на сжиженный газ (СПГ) в Азии сейчас поднялись до максимального с конца декабря 2023 года уровня. Региональные импортеры в преддверии наступления лета в последние дни и недели активно покупают грузы газа с доставкой в летние месяцы. В результате за прошлую неделю цены выросли более чем на 10%. Североазиатский бенчмарк торгуется сейчас, по данным Bloomberg, в районе приблизительно 11,5 долларов за миллион британских термических единиц (МБТЕ) или 403 доллара за тысячу кубометров газа.
Специалисты объясняют скачок цен желанием крупных азиатских импортеров СПГ (например, Япония и Южная Корея) пополнить свои запасы «голубого» топлива перед приходом в северное полушарие жаркого лета. Причем, происходит это на фоне существенного провисания предложения на рынках, вызванного рядом технических неполадок на СПГ-проектах в Малайзии и Австралии в последнее время. Спрос на сжиженный газ, как обычно в это время года, повысили волны высоких температур, которые зафиксированы в последние недели в Юго-Восточной Азии и Индии и которые привели к резкому повышению использования кондиционеров и другого охлаждающего оборудования.
Все это, а также сложная геополитическая обстановка, в том числе и связанная с фактическим закрытием торгового судоходства по Красному морю в феврале 2024 года, спровоцировали «газовую» лихорадку – газ сейчас энергично покупают все, даже индийские импортеры несмотря на то, что он играет в энергетическом балансе страны совсем незначительную роль.
Gujarat State Petroleum Corp., к примеру, купила на днях груз сжиженного газа с доставкой в Индию в конце июня – начале июля по 11,2 доллара за МБТЕ, а Indian Oil Corp. и GAIL India Ltd. сегодня должны купить грузы СПГ с доставкой в июне.
Не очень понятно, сколько продлится «газовая» лихорадка. Скачок цен означает, что покупатели из развивающихся стран сейчас активно ищут более дешевые альтернативные варианты.
Китайские компании в такой ситуации могут экономить на покупке китайского газа, который сейчас оказался дешевле спотового. Что же касается основной массы индийских компаний, то у них тоже имеется выбор – нефть вместо резко подорожавшего газа.
В последние месяцы резко выросло влияние геополитики на ценообразование на глобальном газовом рынке. Последний газовоз прошел по Красному морю три месяца назад. С тех пор ни один капитан не рискнул провести свое судно вдоль йеменского побережья, откуда в любой момент может прилететь ударный дрон или пусть даже самодельная ракета. Проблемы с доставкой грузов резко усиливают последствия любого «ЧП» на объектах СПГ-инфраструктуры типа уже упомянутых выше ЧП в Малайзии и Австралии.
Ситуация вокруг Красного моря не нормализуется до тех пор, пока продолжается конфликт между Израилем и ХАМАС. Эксперты по безопасности считают, что если война в секторе Газа не закончится в этом году, то ситуация с энергетической безопасностью еще больше ухудшится. Это еще раз усилит негативные последствия от любого ЧП и сделает из них сильную встряску для всего глобального рынка.