В Пекине намекнули, что ждет автомобили из Америки и Европы

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
23 мая 2024, 15:50

Вашингтон требует от Брюсселя поддержки в торгово-тарифной войне с Китаем. Китай предупредил о зеркальных мерах.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Как сообщает Bloomberg со ссылкой на одну из автомобильных ассоциаций, Китай может ответить на недавние американские тарифы зеркально. А именно – вводом 25-процентных тарифов на импорт американских и европейских автомобилей с большими двигателями.

Брюссель в последние годы идет в фарватере политики «старшего брата» из-за океана. Это значит, что рано или поздно европейские союзники США обязательно присоединятся к тарифной войне с Китаем. А американцы к тому же и ждать не хотят и в свойственном им стиле, то есть как всегда «ненавязчиво», требуют от Старого Света ввести свои санкции против Поднебесной побыстрее.

Торговая палата КНР с ЕС заявила, что информирована о потенциальном введении тарифов от инсайдеров. В заявлении Палаты, размещенном на Х (бывший Twitter), говорится также, что тарифы будут иметь серьезные последствия для отношений Пекина с Брюсселем.

Китайское руководство, как обычно, держит паузу и не торопится вводить ответные тарифы в ответ на недавний ввод американских тарифов на китайские электромобили, но щедро делится намеками о том, каким может быть ответ. Обращает на себя внимание, что слухи о вводе 25-процентных тарифов на авто из Европы явно не случайно совпали с приближением дедлайна по расследованию антимонопольной деятельности правительства КНР в области электромобилей, предпринятого Еврокомиссией в прошлом году и крайне негативно встреченного Пекином.

ЕК должна проинформировать китайских экспортеров электромобилей о вводе тарифов на их продукцию, если, конечно, в Брюсселе будет принято такое решение, до 5 июня. Китайские власти на прошлой неделе намекнули, что в качестве ответа могут прибегнуть к тарифам на вина и молочные продукты из Европы.

В интервью Global Times, изданию, которое считается рупором КПК на английском языке, главный эксперт Китайского центра автомобильных технологий и исследований (CATARC) Лю Бинь призвал к временному повышению тарифов на импортируемые автомобили с двигателями объемом более 2,5 литров. ВТО разрешает ввод на импортируемые автомобили тарифов уровня до 25%. Известно также, что в прошлом году Китай импортировал четверть миллиона авто с двигателями объемом более 2,5 л. Всего, кстати, КНР импортировала в 2023 году приблизительно 760 тыс. иностранных автомобилей.

В случае ввода тарифов больше всего пострадают Toyota Motor Corp., Mercedes-Benz Group AG и BMW AG. Правда, японские автопроизводители пострадают лишь в том случае, если Пекин введет тарифы на автоимпорт из всех стран, а не исключительно США и Евросоюза.

«Ответные китайские расследования и предупреждения о зеркальном ответе не действуют на ЕС, — считают аналитики Eurasia Group. — Брюссель хочет послать Пекину сильный сигнал своим расследованием китайских электромобилей и сказать, что намерен бороться с субсидиями правительства КНР и избыточными мощностями промышленности».

Китай, кстати, по данным таможенной службы, экспортировал в прошлом году 1,55 млн электромобилей: 638 тыс. в Европу и лишь 52 тыс. в США.

Одной из задач визита Председателя КНР Си Цзиньпиня в Европу в начале мая было убедить Брюссель не следовать курсом США, которые накануне поездки Си официально объявили о вводе тарифов на большое количество товаров и продукции из Китая. В Пекине, естественно, очень не хотели бы, чтобы примеру Вашингтона последовали и его союзники. Китайские власти предпочитают решать все спорные вопросы за столом переговоров, но, думается, они вполне готовы и к радикальному сценарию, т.е. новым торгово-тарифным войнам.