На нью-йоркской площади Times Square висит гигантский экран с быстро меняющимися 14 цифрами. Это государственный долг США, который растет с астрономической скоростью и в недалеком будущем перевалит за 35 триллионов долларов, что будет очередным рекордом, вернее антирекордом Америки.
Кстати, эти «долговые часы», превратившиеся в одну из достопримечательностей Нью-Йорка, придумал в далеком 1989 году, Сеймур Дорст, основатель империи недвижимости Durst Organization, капитализация которой сейчас превышает 8,5 млрд долларов. А госдолг тогда был менее 3 млрд долларов.
Глядя на этот экран, по максимуму рассчитанный на квадриллионы, все больше экспертов делают мрачные прогнозы.
«Это неизбежно, - цитирует, например, Financial Times известного инвестора, миллиардера Томаса Петерффи. - Через 5 или через 20 лет, но у Соединенных Штатов неминуемо произойдет дефолт по национальному долгу».
Делая этот прогноз, Петерффи, родившийся и выросший в социалистической Венгрии, на удивление спокоен. С главной экономикой планеты, которая владеет мировой резервной валютой, уверен он, все предельно ясно и очевидно: дефолт по долгу в США вызовет на планете мощнейший кризис.
Выпуск новых гособлигаций вырос до гигантских размеров. Быстро нарастают тревоги относительно применения стратегий с использованием огромных заемных средств. Регуляторы и финансисты боятся, что быстрое закрытие позиций может обрушить рынок. Нечто подобное произошло около двух лет назад в Великобритании, когда тогдашняя премьер-министр Лиз Трасс представила свой ничем не подкрепленный «мини-бюджет» со снижением налогов.
Правда, с мрачной картиной, нарисованной Томасом Петерффи, согласны далеко не все экономисты. Например, нобелевский лауреат Пол Кругман не далее, как на прошлой неделе написал в New York Times, что повышение подоходного налога или сокращение расходов всего лишь на 2,1% легко решит проблему бюджетного дефицита. К тому же, прецедент ее быстрого решения имеется. В 90-е годы прошлого века, во время президентства Билла Клинтона комбинация здравой политики и удачи быстро превратила бюджетный дефицит в профицит и дала толчок стремительному росту экономики.
Немаловажную роль в нынешних проблемах сыграли резкий рост расходов на оборону на фоне обострения геополитической напряженности в мире и не менее крупные расходы на восстановление экономики после коронавирусной пандемии. Джо Байден за многие сегодняшние проблемы может поблагодарить своего предшественника Дональда Трампа, который в 2017 году снизил многие налоги, но Байден был вынужден продлить срок их действия. Накануне президентских выборов ни один из кандидатов не обещают введения жесткой финансовой дисциплины. Да и перспектива двухпартийного сотрудничества в борьбе с ростом госдолга сейчас кажется крайне маловероятной.
Каждый год США приходится тратить на обслуживание госдолга 1 трлн долларов. При этом учетная ставка уже много месяцев находится на пугающе высоком уровне, и Федрезерву никак не удается из-за высокой инфляции приступить к ее снижению.
Очень сложная ситуация сейчас и на рынке коммерческой недвижимости, на котором тоже используются в больших объемах заемные средства и который тоже находится под сильным давлением высокой учетной ставки и снижения спроса на офисы. Эксперты по рынку недвижимости считают, что трети коммерческой недвижимости, которая оценивается в 2 трлн долларов, в 2026 году понадобится реструктуризация, но найти денег не удастся. Это приведет к новому этапу банковского кризиса, который начался весной прошлого года. В результате сотни небольших региональных банков, основа кредитования на рынке коммерческой недвижимости, могут оказаться под угрозой банкротства.
Ожидается, что Дональд Трамп, если победит на выборах в ноябре, не станет трогать огромные государственные расходы, но продолжит снижать налоги или, как минимум, еще продлит срок действия уже действующих снижений, введенных им же 7 лет назад. Это совсем непохоже на фискальный консерватизм, которого обычно придерживаются республиканцы. Едва ли Трамп предпримет в случае избрания президентом и серьезные меры по ограничению роста бюджетного дефицита.