За Макрона могут не дать ломаного евро

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
26 июня 2024, 18:25

Триггерами кризиса, как опасаются либеральные центристы по обе стороны Ла-Манша, могут стать рост и без того высокого дефицита бюджета Парижа и усложнение его и так непростых отношений с Брюсселем и Берлином в результате победы конкурентов Эммануэля Макрона на предстоящих во Франции парламентских выборах.

flickr.com
Читайте Monocle.ru в

«Наша Европа смертна, - предупредил в конце апреля президент Франции Эмманюэль Макрон. - Она может умереть».


Тогда, наверняка, он еще и сам не знал, что спустя считанные недели ему представится возможность доказать это. Вернее, «не представится возможность», а он сам ее создаст неожиданным решением провести внеочередные выборы во Франции после разгромного поражения на выборах в Европарламент в начале июня.

Внеочередные выборы во французское Национальное собрание, считает Financial Times, могут спровоцировать потенциально разрушительный для объединенной Европы кризис.

Первый тур парламентских выборов состоится в предстоящее воскресенье, 30 июня, а второй запланирован на 7 июля. Шансы макроновского «Возрождения» сохранить власть в стране крайне низки. Согласно опросам, за считанные дни до выборов с большим отрывом лидирует «Национальное объединение» Марин Ле Пен, далее идет левая коалиция «Новый народный фронт».

Очевидно, что на выборах, нанеся поражение центристскому (или правоцентристскому) «Возрождению», победят правые или левые. Financial Times опасается тех и других, прогнозируя, что после этого у Франции имеются все шансы погрузиться в продолжительный период нестабильности, которая быстро приведет к политическому и экономическому кризису.

Что ж, допустим. Франция – вторая экономика объединенной Европы. Кризис в одной из ведущих стран Евросоюза быстро претендовал бы стать общеевропейским. «Заражение» Европы может произойти через финансы и через дипломатию. У Пятой республики сейчас очень крупные финансовые проблемы. Госдолг составляет 110% по отношению к ВВП. В прошлом году дефицит бюджета составил 5,5% от ВВП. Между тем, и ультраправые, и ультралевые, которым прочат победу, настроены на резкое увеличение государственных расходов и на снижение налогов. Это вызывает у осторожных наблюдателей опасения резкого роста как госдолга, так и дефицита бюджета, и еще большего ухудшения отношения с Брюсселем.

Конечно, как члена макроновского правительства, министра экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэру положение обязывает пугать избирателей победой конкурентов. Так или иначе, но он предупредил, что победа на выборах правых или левых приведет к долговому кризису во Франции, в результате которого финансовая система страны окажется под контролем или МВФ, или Еврокомиссии.

Еще одна опасность кризиса во Франции для всей Европы заключается в том, что она входит в еврозону, т.е. является одной из 20 стран, где в обращении находится общеевропейская валюта – евро. Премия за риск по французским гособлигациям в результате кризиса взлетит ввысь.

Да, в Европе сейчас есть механизм реагирования в таких ситуациях при помощи покупок крупных пакетов гособлигаций. Но захотят ли прибегать к этой мере Брюссель или Берлин? Большой вопрос.

У правительства Шольца сейчас собственные крупные финансовые проблемы – ему необходимо сократить расходы на несколько десятков миллиардов евро для принятия бюджета на следующий год. Едва ли в Берлине захотят помогать соседям, которые тратят деньги направо и налево.

Кроме этого, французские «крайние» с обоих полюсов – евроскептики и плохо относятся не только к Брюсселю, но и к Берлину. В избирательной программе «Национального объединения» даже подчеркиваются глубокие различия между Францией и Германией, а возглавляющий сейчас «лепеновцев» Жордан Барделла, который имеет хорошие шансы стать следующим премьер-министром Франции, недавно пригрозил сократить взносы Франции в общеевропейскую казну на 2-3 млрд евро в год.

В свое время, когда в схожем положении оказалась Греция, Брюссель грозил Афинам исключением из еврозоны или даже Евросоюза, что мигом обесценило бы все сбережения греков. Но исключить из еврозоны или ЕС Францию едва ли возможно. Весь проект объединенной Европы 70 лет назад строился вокруг Франции и Германии. Париж наверняка оставят и в зоне евро и в союзе, где он быстро способен подорвать и без того слабую сплоченность и стабильность.

После французских парламентских выборов, если в последнюю минуту не произойдет чудо, что очень маловероятно, Эмманюэль Макрон вполне может превратиться в хромую утку. Часть его коллег из европейских столиц, не исключено, порадуется унижению французского президента, который считает себя лидером всей Европы. Но для Европы в целом нестабильная Франция со слабым президентом, у которого нет а активе ни парламента, ни правительства, ни поддержки в обществе не просто невыгодна, но, не исключено, может оказаться роковой.