Тбилиси продолжает самостоятельную линию в международных отношениях. Сразу после принятия непопулярного среди западных политиков закона об иноагентах грузинские власти объявили, что китайские компании построят для Грузии большой порт на Черном море.
Порт планируется построить в местечке Анаклия недалеко от границы с Абхазией и устья реки Ингури. Такие сложные инфраструктурные объекты, как морские порты, к тому же весьма редко строящиеся в мире в наше время «с нуля» (портовая инфраструктура за столетия в основном сложилась), можно отнести к эксклюзивным.
Глубоководный порт в Анаклии, который сможет принимать самые крупные суда, считается ключевым пунктом так называемого Среднего коридора, транскаспийского международного транспортного маршрута, который должен связать Китай с Европой. Поэтому участие в его строительстве китайских компаний можно считать логичным, но весьма раздражает как Вашингтон, так и Брюссель.
Министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили объявил о победе СССС в конкурсе на строительство порта в Анаклии 29 мая. Китаю будет принадлежать 49% акций проекта, а правительству Грузии – 51%.
Известно также, что субподрядчиками будут две китайские компании: China Road and Bridge Corporation и Qingdao Port International. Они входят в консорциум China Communication Construction (CCCC), который является главным исполнителем китайского мегапроекта «Один пояс, один путь».
По одному из мнений, довольно-таки резонансно прозвучавших в Европе, «это плохие новости для ЕС и то обстоятельство, что Китай будет строить этот порт, свидетельствует о дефиците в Брюсселе стратегического мышления». Если это означает, что порт должны были бы строить европейцы, то они явно упустили свое время.
Кстати, посол КНР в Грузии Чоу Цянь заявил на следующий день после пресс-конференции Давиташвили, что СССС – одна из самых крупных и лучших строительных компаний в мире и что она работала в 153 странах. Кстати, в 2020 году США включили ее в санкционный список за участие в строительстве искусственных островов в спорных частях Южно-Китайского моря.
Официальный представитель госдепартамента США заявил в одном из интервью, что США уважают решении правительств суверенных государств по крупным инфраструктурным проектам, но одновременно выразил озабоченность, что речь идет о китайских компаниях.