Национальная полиция Испании проводит охоту в масштабах всего королевства. Ищут вернувшегося на полуостров после 7-летней эмиграции лидера каталонских сепаратистов Карлеса Пучдемона, который «засветился» на митинге в Барселоне и вновь подался в бега, причем, скрылся на машине, принадлежащей… местному стражу порядка.
Несмотря на присутствие десятков полицейских, Пучдемон не только рискнул подняться на трибуну многотысячного митинга в столице Каталонии, но и произнес зажигательную речь о том, что вернулся, чтобы возродить движение за независимость Автономного Сообщества Каталония.
Это движение погрузило королевство в острейший политический кризис в 2017 году. И, не исключено, что способно сделать то же самое и сейчас.
«Они думали, что отпразднуют мой арест и что это наказание разубедит вас (участвовать в борьбе), - цитирует финал речи Карлеса Пучдемона агентство Reuters, - но они ошибаются».
Произнеся эти слова, бывший глава правительства Каталонии, по данным полиции Барселоны, сел в белый автомобиль, принадлежащий одному из каталонских полицейских, и скрылся в неизвестном направлении. Местная полиция, известная как Mossos d'Esquadra, рассказывая о ходе поисков лидера сепаратистов, сообщила об аресте двух сотрудников, включая владельца той самой белой машины. В Каталонии его считают патриотом.
61-летний лидер каталонских сепаратистов, напомним, после неудачной попытки отделиться в 2017 году от королевства бежал в Бельгию и жил там в полудобровольной ссылке все семь лет. В Испании он все это время находился в розыске. На родине ему угрожает арест по обвинению в растрате общественных средств, собранных на проведение референдума об отделении Каталонии от Испании, который был признан испанскими судами незаконным.
Сам Карлес считает голосование семилетней давности полностью законным и утверждает, что незаконны все обвинения против него. Он вернулся в Каталонию, чтобы присутствовать на обсуждении кандидата на пост председателя правительства Каталонии Сальвадора Ильи, кстати, выбранного парламентом 8 августа на эту должность.
Поиски Карлеса Пучдемона привели к огромным пробкам на улицах Барселоны и на автострадах автономного сообщества Каталония, на которых были выставлены блок-посты. Полиция останавливает все машины и тщательно их обыскивает, но пока поиски результатов не дали. Два профсоюза, представляющих испанских полицейских, раскритиковали действия каталонских коллег, кстати, самых высокооплачиваемых стражей порядка в королевстве.
В заявлении профсоюза Jusapol открыто говорится, что местная полиция явно не торопится делать свою работу и арестовывать опасного преступника. В Верховном суде Испании заявили, что ордер на арест Карлеса Пучдемона никто не отменял и что моссо должны найти его и задержать.
В Барселоне в четверг произошли столкновения между стражами порядка и сторонниками Пучдемона, которые попытались прорваться через полицейское оцепление к зданию каталонского парламента. Несколько наиболее активных демонстрантов были арестованы.
Неожиданное возвращение Карлеса Пучдемона угрожает Испании новым политическим кризисом. Дело в том, что во время острого прошлогоднего кризиса премьер-министр Педро Санчес, представляющий Социалистическую партию, оказался в безвыходном положении и для того, чтобы сохранить власть, пошел на союз с каталонской коалицией «Вместе за Каталонию», созданную в 2017 году и возглавляемую Пучдемоном. Эта партия на втором месте по представительству в каталонском парламенте и не скрывает, что ее задачей является создание независимой Каталонии.
Санчеса, конечно, резко критиковали за союз с каталонскими сепаратистами. А они свою задачу выполнили - помогли ему сохранить власть.
Парламент Испании принял в мае этого года закон об амнистии для участников неудачной попытки отделения Каталонии в 2017 году, но Верховный суд сохранил в силе ордера на арест Пучдемона и двух его помощников, которых тоже обвиняют в растрате средств на референдум. В решении суда говорится, что амнистия на них не распространяется.
Ну а сейчас дело кончилось, можно сказать, вничью. Пучдемона не поймали, он вновь в Бельгии. Но и выступить в парламенте Каталонии ему не удалось. Здание охраняла полиция, поэтому политик не решился отправиться туда.
На своей странице в соцсети X, сообщив о возвращении из Испании, он объяснил, что желания добровольно сдаваться у него никогда не было, потому что ему кажется неприемлемым, что его преследуют по политическим мотивам и что к нему не применяется закон об амнистии. Позиция осторожная, но можно ли назвать этот вояж в Испанию шагом осторожного человека?