Конкуренция между соседями: Индией и Китаем продолжается. По большинству позиций, как и раньше, лидирует Поднебесная, но Индия медленно сокращает отставание. Сейчас, например, маленький праздник на улице Индии.
Нью-Дели, сообщает Reuters, обошел Пекин по закупкам российской нефти и стал в июле ее главным импортером. Согласно данным Министерств торговли и экономики Индии в прошлом месяце Индия импортировала ежедневно в среднем 2,07 млн баррелей в день. Это на 4,2% выше показателей июня текущего года и на 12% больше показателей июля 2023 года.
Китай отстал. По данным Главного таможенного управления КНР (GASS), Пекин получал в июле каждый день в среднем по 1,76 млн бар./день.
За счет использования более крупных танкеров типа «суэцмакс», т.е. танкеров, способных пройти по Суэцкому каналу с полной загрузкой, индийским НПЗ удалось повысить в июле поставки нефти марки ESPO Blend до 188 тыс. бар./день. Впрочем, нефтепереработчики с северо-востока КНР, несмотря на некоторое снижение закупок этим летом, все равно остаются на данный момент крупнейшими покупателями российской нефти этой марки.
Конечно, в Индии есть и собственная нефть. В Нью-Дели планируют в ближайшем будущем начать осваивать собственные месторождения нефти. В четырех крупнейших месторождениях на территории страны, пока еще, правда, недостаточно полно разведанных, предположительно содержится, по данным S&P Global Commodity Insigh, до 22 млрд баррелей «черного золота». Считается, например, что в месторождениях Маханади и Керала-Конкан его больше, чем осталось в крупнейшем американском нефтедобывающем бассейне — Пермском, где уже извлекли большую часть из, по оценкам, 38 млрд баррелей запасов.
Главная проблема нефтяной отрасли Индии – явно недостаточный уровень развития геологической разведки. По данным аналитика Commodity Insights Рахула Чаухана, в той или иной мере разведаны лишь 10% из 8,6 млн км2 осадочного бассейна Индии. Однако, по словам министра нефтяной промышленности Индии Хардипа Сингха Пури, по итогам 2024 года эта цифра увеличится в полтора раза – до 16% благодаря правительственной программе Open Acreage Licensing Policy (OALP). На данный момент благодаря этой программе были выданы лицензии на 144 участка общей площадью около 244 тыс. км2.
Разумеется, и при наличии крупных запасов, с учетом того, что добыча еще даже не началась, Индия всегда будет импортером нефти. С первых месяцев 2022 года она наращивала импорт российской нефти просто неимоверными темпами: с практически нулевой отметки до примерно 1,5 млн барр./д. к концу года. После дальнейшего роста в 2023 году импорт вернулся к этой же отметке, и вот сейчас, как сказано выше, вновь значительно её превзошел — несмотря на то, в конце прошлого — начале нынешнего года, на фоне упомянутого снижения импорта, профильные зарубежные аналитики стали уверять, что, якобы, «Индия отказывается от российской нефти из-за санкций». Как видим, этого не произошло и события пошли по благоприятному для импорта нефти из России сценарию.